Голландский режиссер Пол Верховен получил широкую известность благодаря ряду фантастических фильмов и триллеров, которые он снял в США в 1980-х и 1990-х. Среди этих картин — «Робокоп» (1987), «Вспомнить все» (1990), «Основной инстинкт» (1992) и «Звездный десант» (1997). При этом к моменту переезда в Америку Верховен уже был кинематографистом со стажем: первые короткометражки он снял на родине еще в начале 1960-х годов. Его полнометражную ленту 1973 года — эротическую мелодраму «Турецкие сладости» — часто называют лучшим голландским фильмом всех времен.
В начале сентября 2013-го Верховен приехал в Москву, чтобы принять участие в фестивале «Дни Голландии». В рамках этого мероприятия состоялся ретроспективный показ фильмов режиссера, причем у зрителей была возможность посмотреть не только картины, снятые в США, но и голландские работы — как ранние, так и вышедшую в 2006 году «Черную книгу». Кроме того, 14 сентября Верховен лично встретился со зрителями, а также провел мастер-класс для студентов кинематографических вузов.
Пол Верховен встретился с «Лентой.ру» и поговорил о своих прошлых и предстоящих кинопроектах.
«Лента.ру»: Во-первых, хотелось бы узнать, как составлялась программа показов в рамках «Дней Голландии».
Пол Верховен: Честно говоря, ни малейшего представления не имею. Ее составляли без моего участия.
То есть вы не говорили организаторам, например, что не хотите снова показывать российским зрителям «Звездный десант» и предпочтете, чтобы аудитория познакомилась с вашими голландскими лентами?
Нет, ничего подобного я не говорил. Некоторые фильмы — «Звездный десант» и «Шоугерлз» — не вошли в программу, поскольку организаторы не сумели получить лицензию или что-то в этом роде. Права на эти картины сейчас принадлежат Sony. Это единственная причина — никакого отбора фильмов не было. Я-то был не против «Звездного десанта». И да, я понимаю, что с моими фильмами, снятыми в Голландии, зрители здесь знакомы хуже — ну так вот теперь появилась возможность познакомиться.
И это, между прочим, вполне логично. Речь же идет о культурном обмене между Голландией и Россией — так что странно было бы отдавать предпочтение американским фильмам.
Почему в середине 2000-х вы решили вернуться из Америки на родину?
Это было в 2005-м — и случилось это по той причине, что я давным-давно хотел снять вполне определенный фильм в Голландии. Я и мой сценарист — мы вынашивали этот план с начала 1980-х, то есть на протяжении почти 25 лет. Я говорю о «Черной книге». Мы просто никак не могли решить, с какой стороны стоит взяться за этот проект. Фильм стал для нас своего рода головоломкой. Как бы мы ни развивали сюжет, в середине все постоянно застопоривалось. И только в 2002 году сценарист наконец сказал: «Я, кажется, знаю, в чем проблема — у нас не тот протагонист». Согласно первоначальной задумке, главным героем был парень, а девушка погибала (подразумеваются персонажи «Черной книги» Роб и Рахиль — прим. «Ленты.ру»). А потом мы решили их поменять местами — и все заработало. К 2004 работа над сценарием завершилась, потом понадобилось время на сбор средств... То есть я бы, может, поехал в Голландию и раньше — но сценарий «Черной книги» не был готов.
Давайте поговорим еще об одном вашем фильме, события которого разворачиваются во времена Второй мировой — об «Оранжевом солдате», его также показывают в рамках «Дней Голландии». В конце картины есть сцена, в которой двое мужчин танцуют танго. Вы понимаете, что по сегодняшним российским меркам это довольно провокационная сцена?
Вообще-то, нет. Ну, то есть если она и провокационная, то совсем чуть-чуть. Но уж точно не в моих глазах. Во-первых, фильм совсем не о гомосексуалах. Кроме того, я же голландец. Я вырос в обществе, принципиально отличном от современного российского. Гомосексуальность для меня всегда была — как бы это сказать? — своего рода мэйнстримом. В обществе, где я рос, сексуальная ориентация вообще не играла никакой роли. Голландия всегда была крайне прогрессивной — вы, наверно, знаете, что это одна из немногочисленных стран, где разрешена эвтаназия. И мне кажется, что отношение голландцев к гомосексуалам со временем будут перенимать все в большем числе других государств. Это же, в общем-то, биология. Определенный процент людей рождаются именно такими — и что с того?
Давайте вернемся к кинематографу. Вы в последнее время выпускаете по одному фильму раз в шесть лет. Почему так снизился темп?
Я с трудом нахожу материал для работы. В последнее время хороших сценариев попадается не так много. В США, например, меня вообще часто воспринимают как режиссера фантастических фильмов. И там мне вообще не предлагали ничего нового — все потенциальные проекты были похожи на то, что уже снял кто-то другой или даже я сам. Минимум оригинальности. Мне было скучно — и в частности поэтому я написал книгу об Иисусе. Я подумал, что это лучше, чем снимать посредственный фильм.
Но это не значит, что я не скучал по кинематографу. И поэтому я взялся за этот проект — «Одураченный».
То есть вас не устраивали сценарии и вы выбрали проект, у которого, можно сказать, сценария вообще не было? (Фильм создавался по принципу краудсорсинга: окончательная версия была собрана из работ, присланных участниками конкурса — прим. «Ленты.ру»)
В каком-то смысле так и есть. Но надо отметить, что я работал с профессиональной сценаристкой — она написала пять первых страниц, ввела всех главных героев. Это примерно четыре-пять минут фильма. Позже еще один сценарист помог мне разобраться в тысячах присланных работ, выделить в них что-то стоящее. Мы брали по кусочку из разных сценариев.
Мне этот проект понравился в том числе и из-за того, что я получил возможность поработать с молодежью. Актерам, исполнившим главные роли, всем лет по двадцать или около того. Второстепенным актерам лет 30-40 — то есть они в два раза младше меня. Сценаристка, написавшая первые сцены, тоже молода — ей около 40. (Смеется.) Операторы, звукорежиссеры — им тоже всем было по 30 с чем-то. Это был омолаживающий опыт, кроме того, в результате сотрудничества я многому научился у этого поколения — и новоприобретенные навыки я намереваюсь использовать при работе над следующим фильмом.
Что это за следующий фильм?
Это вновь будет голландская картина — но события будут разворачиваться в Индонезии. Время действия — начало XX века. Главная героиня — весьма неразборчивая в связях женщина. Это будет драма, но в ней найдется место и для неких паранормальных явлений — однако я не намереваюсь показывать их в голливудском стиле. Все будет неоднозначно — возможно, происходит что-то таинственное, но есть вероятность, что событиям можно найти и какое-то логическое объяснение. Индонезия, как известно, долгое время была голландской колонией, и в начале прошлого века там возникло сопротивление.
Фильм будет довольно дорогим — я, например, землетрясение собираюсь показывать. Сейчас ищутся источники финансирования, но сценарий уже готов. Смысл в том, что я принципиально не меняю сценарии из-за недостатка ресурсов. Если нет денег на то, чтобы снять все задуманное, я предпочитаю вообще не снимать.
Кроме того, неожиданно мне и в США предложили сценарий, который меня наконец-то заинтересовал. Это предложение я получил всего недели три назад. Пока могу только сказать, что сценарий этот написан Ником Казаном, сыном Элии Казана.
Вы смотрели римейк «Вспомнить все»?
Да. Он плох! Совсем плох. Мне кажется, что все то интересное, что было в первом фильме, в римейке потерялось. И знаете, что странно? Оказалось, что персонаж Арнольда Шварценеггера оказался куда более интересным, чем персонаж Колина Фаррелла, притом что у второго актерские данные лучше, чем у первого. Арнольд уж точно не Лоуренс Оливье, а Фаррелл талантливый актер.
Смешно еще вот что: самые лучшие рецензии на мою с Арнольдом версию «Вспомнить все» стали появляться в прессе после того, как на экраны выпустили римейк. Я еще подумал: наконец-то я собрал положительные отзывы. (Смеется.)
А римейк «Робокопа» вы планируете посмотреть?
Да посмотрю, конечно. Я их все смотрю — в свое время ознакомился со вторым и третьим «Робокопами», с продолжением «Основного инстинкта», вот теперь еще и римейк «Вспомнить все» видел. Все эти фильмы плохи.