Как-то раз заходят психопат, вор и мелкий гангстер в бар и говорят бармену...
Дальше можно подставить почти все что угодно — и с определенной долей уверенности утверждать, что где-то на просторах Лос-Сантоса это уже было или даже играло определяющую роль в развитии сюжета.
Grand Theft Auto V, продолжая традиции серии, представляет собой идеальную постмодернистскую историю. Вся она состоит из прямых и косвенных заимствований, переделанных анекдотов и цитат из фильмов — из тонкого и не очень издевательства над разными типами Крутых Бандитов и Мафиози, какими они предстают в сериалах, фильмах и книгах. Но на этот раз Rockstar решила не мелочиться и вместо одного стереотипного бандита ввела в игру сразу трех.
Один из них — Майкл Де Санта, двоюродный брат Пола Витти и Тони Сопрано, вокруг биографии которого и закручивается весь сюжет. Он глава на редкость противной семейки, состоящей из типичной жены мафиози (плюшевый костюм, силиконовая грудь, роман с тренером по теннису — из-за него-то и начинаются неприятности ее мужа), дочери (чья главная мечта — попасть в телевизор любым способом) и жирного сына-игромана, чья жизнедеятельность ограничивается тремя действиями: курить траву, мастурбировать и играть в шутеры, рассказывая противникам, как и в каких позах он поимел бы их самих, их мам и их собачек.
Кроме них у Майкла есть отличный дом в хорошем районе, с бассейном и теннисным кортом, а еще — очень дорогой психоаналитик, пародирующий кинообраз терапевта мафии; с его помощью Майкл пытается справиться с кризисом среднего возраста и ощущением бессмысленности собственной растительной жизни. Так как справиться с ними он может всего двумя способами — воровством и насилием, неудивительно, что в итоге вся его благополучная жизнь со стаканом виски у бассейна выходит из-под контроля и становится, собственно, тем самым крупнобюджетным блокбастером, которого мы все от GTA V и ожидаем.
Линия второго героя, Франклина, представляет собой стеб над жизнью четкого пацана из гетто, традиционно воспеваемой в рэпе. У Франклина есть тупой блудливый ротвейлер и еще более тупой друг, из-за которого все трио постоянно влипает в неприятности. Многие миссии за Франклина строятся именно на этом — на попытках его кореша подзаработать самым типичным для гангстера из гетто способом (вроде похищения людей или покупки крупных партий кокаина), неизменно оканчивающихся провалом.
Третий герой пятой части — Тревор — представляет собой рефлексию над модой на обаятельных социопатов без моральных тормозов; это своего рода способ показать, какое расстройство скрывается за шерлоками и докторами хаусами. Тревор — наркоман, садист-убийца, и пироман с высоким интеллектом и отличным, хоть и извращенным, чувством юмора — кажется одновременно самым интересным и отвратительным из всех трех главных персонажей GTA V. Именно он фигурирует в самых омерзительных сценах в игре, именно у него лучше всего прописаны шутки и именно его мрачные и шизофренические миссии увлекательнее остальных.
Несмотря на то что формально героев у игры три, главным из них все-таки является Де Санта. Его друг-реднек и «сын, о котором я всегда мечтал» — это скорее сайдкики, пусть отлично прописанные и интересные. Движущей силой игры является именно история Майкла. А она представляет собой ироничную вариацию на тему воплощенной американской мечты — оторвать побольше материальных благ, заселиться в дом с кортом и бассейном и пить всю оставшуюся жизнь. Сын — придурок, жена — стерва, дочь — идиотка, впереди только Тихий океан, и деваться с этого последнего берега некуда. Разве что утопиться.
В определенном смысле GTA V является прямым продолжением предыдущей части: биография Нико Беллика показывала, что скрывает «страна неограниченных возможностей», где каждый может добиться успеха. А место, с которого начинается история Майкла Де Санты — это то, к чему успешные «предприниматели» с восточного побережья испокон века приходят в финале своих странствий: деньги есть, время есть, а вот ни с покоем, ни с волей так и не сложилось.
Поэтому когда его вроде бы против желания втягивают в глобальную корпоративную войну между двумя американскими спецслужбами и заставляют, пробуждая старых демонов, снова грабить, похищать людей и убивать, Де Санта ввязывается в это дело с азартом и даже интересом.
При всей стереотипности персонажей, они идеально вписаны в сюжет игры. Их отношения друг с другом, их истории не вызывают никаких вопросов и сомнений: из грабителя банков в отставке, маньяка-убийцы и мелкого жулика получается идеальное трио, чьи приключения держат в напряжении до последней минуты. В GTA V просто нет провисающих моментов, в которые игроку нечего делать. Здесь есть огромный город, где в каждый момент можно найти себе занятие по душе (от просмотра европейского артхауса в кино до классических походов по барам и стрип-клубам), но все это — приятный бонус, а не способ заткнуть дыру в сюжете.
По большому счету (великое богохульство), историю Майкла, Тревора и Франклина можно проходить, практически не отвлекаясь на собственно исследование мира, и не ощущать, что игре чего-то катастрофически не хватает. Каждому герою постоянно есть чем заняться: когда они не пытаются вместе (а все совместные миссии с мгновенными переключениями между участниками тройки захватывают и не отпускают ни на секунду) выполнить очередное невыполнимое задание, у них полно других дел. Франклин помогает друзьям детства, гоняется вместе с папарацци за знаменитостями и отгоняет машины с запасом травы по просьбе местного идеолога легализации. Майкл разбирается со своим проблематичным семейством. А Тревор общается с местными реднеками, охотится на людей ради награды, строит международную империю по торговле наркотиками и оружием и просто уничтожает все живое, что попадает ему под руку.
Но все-таки проходить GTA V, не снижая темпа и не обращая внимания на детали, значит лишать себя огромного удовольствия от изучения замечательного места, где происходят события. Серия GTA всегда влюбляла в себя вниманием к мелочам, на которые другие игры попросту плюют. GTA V эту дотошность подняла на абсолютно новый уровень — огромный игровой мир настолько продуман, что порой от иллюзии его «живости» избавиться не удается вообще. Лужу бензина можно поджечь искрами из выхлопной трубы спортивного автомобиля. Майкл ходит с местным аналогом iPhone, чернокожий гопник Фрэнклин — с «андроидом», а психопат Тревор пользуется чем-то, подозрительно похожим на Windows Phone. Районы Лос-Анджелеса, ставшие основой для вымышленного Лос-Сантоса, скопированы настолько тщательно, что по ним можно водить экскурсии: «Когда мы были на Е3, мы заезжали в этот кабак, и тут у порога стоял негр с будильником на шее». Падение с велосипеда оставляет на лице героя внушительный след, который не исчезнет долгое время (и будет украшать его даже в сюжетных вставках).
Да, здесь нельзя, как в Oblivion, зайти в каждый дом. Но здесь это и не нужно: GTA V выглядит «живее» любой другой игры в открытом мире. Простая поездка по городу одним и тем же маршрутом будет каждый раз новой: на вашем пути может произойти ограбление, пожар, драка сутенеров с проститутками и бог знает что еще.
Как бы заносчиво и смело ни прозвучало это утверждение, GTA V — самая близкая к успеху попытка создать совершенную видеоигру. Каждый цент из потраченных на разработку проекта 250 с лишним миллионов долларов игра швыряет геймеру в лицо ежесекундно и делает это блистательно.
GTA V — это по-хорошему сложная игра: некоторые миссии придется переигрывать по десять-двадцать раз, как в лучшие годы. С другой стороны, она не наказывает игрока просто так, унижения ради. Проваленный кусок миссии можно переиграть с контрольной точки, а не с самого начала. Слишком сложную часть после десятка провальных попыток можно вообще пропустить и переиграть потом, когда навыки игры улучшатся (или придет понимание того, что надо делать). Где-то в угоду идеалу разработчики пожертвовали священной коровой консервативной части игрового сообщества — реализмом. Автомобилями стало управлять гораздо легче (по сравнению с той же GTA IV, к примеру), в результате погони сделались динамичнее. Машину нельзя уничтожить, перевернувшись на крышу — игрок может вернуть ее обратно на четыре колеса. Да, нереалистично — но мы говорим об игре, где можно угнать истребитель, перебить несколько сотен полицейских и военных, а потом как ни в чем не бывало расхаживать по улицам, отсидевшись десять минут в кустах.
Кроме главной линии и побочных заданий для каждого персонажа тут полно случайных происшествий, в которых непременно надо принять участие: от эвакуации случайных прохожих из горящих автомобилей до поимки уличных грабителей и так далее. Желание помочь людям, впрочем, иногда оказывается фатальным: когда спешите на помощь истеричной дамочке, жалующейся на здоровье ребенка, держите дробовик наготове: вместо больного ребенка за углом вас вполне могут ждать полдюжины вооруженных гопников.
Но даже если вообще не обращать внимание на чужие неприятности, в Лос-Сантосе все равно найдется чем заняться: вариантов почти столько же, сколько в обычной жизни. Спорт? Пожалуйста! Бег, езда на велосипедах и покорение гор, окружающих город, займут не один час. Легальный бизнес? Сколько угодно — в Лос-Сантосе после финансового кризиса полно заброшенных зданий и компаний, которые нуждаются в чутком хозяине. Для более рисковых инвесторов существует местная биржа, на которой вполне можно играть. В конце концов, можно просто поехать куда глаза глядят — и найти лучший вид на этот город, от которого захватывает дух.