На прошлой неделе непризнанная Нагорно-Карабахская республика в очередной раз напомнила о своем давнем проекте — запуске собственного аэропорта для организации пассажирских рейсов. Как сообщили в управлении гражданской авиации НКР, республика уже обзавелась самолетами. Через две недели они будут готовы к эксплуатации.
Речь, правда, идет лишь о технической готовности. Однако для запуска «непризнанного» аэропорта, против которого выступают власти Азербайджана (считающие неподконтрольный им Нагорный Карабах своей территорией) должно быть принято еще и политическое решение. В правительстве НКР, по данным армянской прессы, вопрос до сих пор обсуждается.
Аэропорт, построенный в советские времена, расположен в населенном пункте Иванян (азербайджанское название — Ходжалы), в окрестностях столицы Нагорного Карабаха Степанакерта (азербайджанское название — Ханкенди). До начала 1990-х годов он использовался для регулярных пассажирских рейсов между Степанакертом и Ереваном. Когда в регионе вспыхнул вооруженный конфликт, последовавший за провозглашением независимости Карабаха от Азербайджана, функционирование аэропорта как объекта гражданской авиации фактически прекратилось.
Позднее его использовали для нужд военно-воздушных сил и вертолетного сообщения с Ереваном. Полеты пассажирских самолетов так и не были возобновлены.
От планов перезапустить аэропорт в Карабахе власти НКР тем не менее не отказывались. С конца 2000-х проводились работы по его реконструкции, были построены новый терминал и взлетно-посадочная полоса. Осенью 2012 года он был официально сдан в эксплуатацию. Начальник управления гражданской авиации НКР Дмитрий Атбашьян отмечал тогда, что объект соответствует международным стандартам и может приступить к приему и отправке рейсов. Первоначально планировалось возобновление полетов по маршруту Степанакерт — Ереван, в дальнейшем — организация рейсов и по другим направлениям (в том числе в Россию).
Разговоры о скором возобновлении пассажирских рейсов из Степанакерта, следует отметить, ведутся уже около двух лет. Запуск аэропорта был вроде бы намечен на 9 мая 2011 года, однако затем его отложили. Потом предполагалось, что аэропорт начнет работу летом или осенью 2012 года. Однако этого вновь не произошло. Поговаривали о том, что полеты возобновятся в начале 2013 года (как заявлял тогда премьер-министр непризнанной республики Ара Арутюнян, сначала в течение нескольких месяцев планируются «технические полеты», а уже затем — пассажирские перевозки). Но прошло уже более полугода, а вопрос о запуске аэропорта, как выяснилось, до сих пор «обсуждается».
Определенную роль в том, что проект до сих пор не реализован, сыграла позиция Азербайджана. Два года назад, когда в Карабахе объявили о скором возобновлении пассажирских авиарейсов, Баку ответил на это открытыми угрозами. «Азербайджан может уничтожать самолеты, которые собираются совершать посадку в аэропорту, строящемся армянской стороной в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди (Степанакерт), — объявил директор администрации государственной гражданской авиации Азербайджана (АГАГА) Ариф Мамедов. — Согласно закону "Об авиации" даже возможно физическое уничтожение направляющихся туда самолетов».
Позднее правительство Азербайджана приняло постановление, допускающее уничтожение самолетов, нарушивших азербайджанское воздушное пространство (таковым в Баку считают и воздушное пространство НКР). Уничтожение, как сообщали азербайджанские СМИ, станет возможным «при отсутствии точной информации о нахождении на борту невинных пассажиров».
В руководстве Нагорного Карабаха на это заявляли, что не боятся угроз и что вооруженные силы НКР готовы на них ответить. Президент Армении Серж Саргсян, в свою очередь, сообщил, что в первом же самолете, который отправится в Степанакерт, он лично полетит в качестве пассажира.
На угрозу сбивать самолеты, прозвучавшую со стороны Азербайджана, отреагировали также представители России и США. Посол США в Армении Мари Йованович назвала подобные заявления «недопустимыми». Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа высказал мнение, что речь идет о «неверной формулировке или неудачной шутке». «Я не думаю, что какое-либо государство сегодня позволит себе действительно уничтожить гражданский самолет», — подчеркнул он. В Баку на этом фоне предпочли сменить тон: в начале 2013 года азербайджанский МИД заявил, что сбивать гражданские самолеты его страна, «конечно же, не собирается».
В целом угрозы Азербайджана, как полагали в Армении, были предназначены для «внутреннего употребления» (в Баку, безусловно, отдавали себе отчет в том, что попытка реализовать эти угрозы обернется крупным международным скандалом). В большей степени на то, что перезапуск аэропорта в Карабахе был отложен на неопределенный срок, повлияли скорее иные причины.
![Аэропорт Степанакерта во время реконструкции](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Аэропорт Степанакерта во время реконструкции
Фото: Арег Балаян / PanARMENIAN Photo / ИТАР-ТАСС
Возобновление авиасообщения из Степанакерта, пусть даже пока только до Еревана, как отмечает армянская служба «Радио Свобода», рискует нарушить сложившийся за последние 20 лет статус-кво в отношениях между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Этот статус подразумевает, что стороны не делают резких шагов и избегают возобновления военных действий. В том же ключе действуют и посредники из Минской группы ОБСЕ, созданной для урегулирования карабахского конфликта (сопредседателями группы являются Россия, Франция и США). Поскольку процесс урегулирования фактически зашел в тупик, главным достижением посредников можно считать то, что за прошедшие годы в регионе не вспыхнула новая война.
Открытие аэропорта на неподконтрольной Азербайджану территории, как поясняет азербайджанский политолог Ариф Юнусов, в Баку считают слишком большой уступкой. «Дело не в том, что Азербайджан против контактов Еревана со Степанакертом, — поясняет он. — Если Азербайджан позволит, чтобы аэропорт принимал самолеты из Еревана, то уже завтра встанет вопрос [о приеме] самолетов из других стран. Если Азербайджан это позволит, то де-факто признает Карабах, в этом проблема». В этой ситуации, как полагает «Радио Свобода», Баку может «предпринять жесткие меры, что чревато эскалацией военного противоборства».
Пока что в эскалации не заинтересованы и сами азербайджанские власти. Они постоянно заявляют о готовности вернуть себе «оккупированный армянами» Карабах, в том числе и военным путем, но воплощать угрозы в жизнь не спешат. В то же время и другие участники конфликта предпочитают не испытывать эту позицию на прочность (Армения, в частности, воздерживается от официального признания Нагорного Карабаха, хотя оказывает ему всяческую поддержку).
Ситуация с аэропортом, как писала «Кавказская политика», превратилась в «войну нервов». Своими заявлениями, отмечает издание, «стороны завели себя в своеобразный тупик, из которого, в случае уступок, будет очень трудно выйти без потери лица».
Дополнительным фактором стали приближающиеся в Азербайджане президентские выборы (голосование назначено на 9 октября). Если в преддверии этих выборов аэропорт заработает, это может стать чувствительным ударом по действующему президенту Ильхаму Алиеву, баллотирующемуся на очередной срок: получится, что, несмотря на все угрозы и обещания Баку по поводу «восстановления территориальной целостности», Карабах продемонстрировал свою самостоятельность. Возможно, понимая это, в Степанакерте оттягивают запуск аэропорта, не желая в ближайшее время провоцировать Баку на резкий ответ. Или же, напротив, анонсируя готовность самолетов, надеются, что на шаги, которые могут привести к возобновлению военных действий, власти Азербайджана в период выборов не решатся.
Что касается карабахской стороны, то какое-то решение о судьбе аэропорта ей в ближайшее время принимать все же придется. После того как самолеты будут готовы к полетам, дальнейшие задержки объяснить будет уже трудно.