Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила очередное исследование, посвященное качеству образования в мире. Первые места в новом рейтинге, оценивающем умение старшеклассников применять свои знания на практике, заняли школьники из Китая и других азиатских стран. Они оказались лидерами по всем трем предметам, включенным в исследование — математике, чтению и естественнонаучным дисциплинам. В США и Великобритании (их школьники оказались в середине списка) результаты исследования назвали свидетельством провала образовательной политики. Власти России, отставшей еще сильнее, итогами тестирования, напротив, вполне довольны.
Исследование PISA (Programme for International Student Assessment; международная программа по оценке успеваемости учащихся) проводится уже в пятый раз. Впервые рейтинг был составлен в 2000 году, последующие доклады публиковались с периодичностью раз в три года.
Как рассказал куратор PISA Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher), идея провести такое исследование возникла в середине 1990-х годов. По его словам, к тому моменту власти многих стран поняли, что они лишены возможности сравнить свои образовательные системы. Существовавший тогда подход, при котором измерялись только государственные расходы на школьное образование, никакого представления об их эффективности не давал.
Именно тогда эксперты в области образования предложили разработать свод универсальных тестов, по итогам которых можно было бы понять, насколько хорошо старшеклассники усвоили программу. При этом организаторы говорили, что хотят проверить не столько академические достижения учеников, сколько их способность ориентироваться в тех или иных жизненных ситуациях. Во-первых, это позволяло определить, выполняет ли образование свою основную функцию — подготовку к самостоятельной жизни. Во-вторых, таким образом легче было обнаружить формат, на основании которого можно было бы проводить сравнение между разными культурами.
Лидерами рейтингов оказались в основном представители азиатских стран. Первые места по всем трем категориям достались шанхайцам. Далее следовали их соотечественники из Гонконга и Макао, а также школьники из Тайваня, Сингапура, Южной Кореи и Японии. За ними в рейтинге расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария, Нидерланды, Эстония, Польша, Ирландия и Канада. Самой же слабой страной (опять же по всем спискам) стало Перу. Слабые результаты также продемонстрировали Индонезия, Катар, Колумбия, Иордания, Албания, Тунис и Казахстан.
В исследовании, проведенном в 2012 году, приняли участие школьники из 65 государств и территориальных образований. Помимо 34 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, речь идет о 27 государствах — партнерах организации, самопровозглашенной Китайской республике (Тайване), а также трех субъектах КНР (город Шанхай, автономии Гонконг и Макао). Планируется, что на общенациональном уровне континентальный Китай примет участие в проекте уже в следующий раз, в 2015 году.
Попробовать свои силы в решении типовых задач, которые предлагались участникам проекта, можно на сайте PISA (правда, там размещены задания только по математике). На самом простом уровне пользователю предлагается гистограмма, в которой отражены объемы месячных продаж дисков вымышленных музыкальных коллективов. На основании этого графика требуется выбрать ответ, в каком месяце продажи одной из групп превысили продажи другой.
Задача самого сложного уровня по математике сформулирована так: «Хелен купила велосипед со спидометром, с помощью которого она может определить, сколько она проехала и с какой средней скоростью. От дома до реки, которая расположена в четырех километрах, Хелен доехала за девять минут. Обратно она отправилась более коротким путем, преодолев три километра за шесть минут. Вычислите среднюю скорость (в километрах в час), с которой Хелен ехала до реки и обратно». Ответ надо вписать в пустое поле самостоятельно.
Примеры заданий по чтению приведены в докладе о результатах исследования. Для прохождения самого простого уровня испытуемый должен прочитать текст басни Эзопа «Скряга», после чего правильно указать очередность событий в произведении, которые перечислены в виде утверждений в вопроснике. Чтобы успешно выполнить задание самого сложного уровня, школьник должен на основании отрывка из пьесы «Игра в замке» венгерского драматурга Ференца Мольнара указать, чем, по его мнению, герои произведения занимались непосредственно перед тем, как поднялся занавес.
В тестировании приняли участие школьники возрастом от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев. Всего тесты сдавали примерно 510 тысяч учеников. В среднем на выполнение заданий им давали по два часа. За это время участники должны были решить задачи и дать ответы на вопросы, которые делились на шесть уровней сложности: уровень I считается самым легким, уровень VI — самым сложным. В разных случаях испытуемому предстояло либо выбрать один из существующих вариантов ответа, либо сформулировать свой собственный. В зависимости от результата, который показали ученики, им присваивались баллы по тысячебалльной шкале. На основе этих оценок вычислялся средний балл для всей страны (города, автономии).
Иногда задания из этой категории связаны не столько с чтением как таковым, сколько с умением извлекать информацию из графических схем. При анализе одной из таких схем, в которой содержатся статистические сведения о некоем рынке труда, от школьников требуется проявить повышенное внимание: если при подготовке ответа они не учтут сноски, их балл будет снижен.
Также в докладе приведены примеры вопросов по естественнонаучным дисциплинам. В задании низшей категории предлагается оценить два утверждения, описывающих процесс в напряженных мышцах. В первом случае говорится, что к мышцам увеличивается приток крови; во втором — что в них откладывается жир.
В задании наивысшей сложности участнику испытания дают прочесть текст, в котором утверждается, что повышение концентрации углекислого газа в атмосфере усугубляет парниковый эффект. В частности, там приводятся два графика, отражающие динамику содержания в воздухе CO2 и средней температуры на планете, из которых следует, что между этими двумя показателями существует прямая зависимость. Далее это утверждение ставится под сомнение воображаемым собеседником: «Перед тем как согласиться с этим выводом, надо убедиться, что все остальные факторы, способные усилить или ослабить парниковый эффект, остаются неизменными». После чего школьнику предлагается самостоятельно вписать хотя бы один фактор, о котором идет речь.
Реакция на обнародование итогов исследования оказалась неоднозначной. В Великобритании результаты тестирования сочли удручающими. В 2012 году страна заняла 26-е место по математике, 23-е место по чтению и 21-е по естественнонаучным дисциплинам. При этом, начиная с 2006 года, количество набранных ее учениками баллов практически не изменилось: по математике оно уменьшилось на два балла (по тысячебалльной шкале), по чтению увеличилось на четыре, по естественным наукам уменьшилось на один балл.
Комментируя результаты исследования, председатель комитета по делам образования британской Палаты общин Грэм Стюарт (Graham Stuart) заявил, что они произвели на власти «крайне отрезвляющее воздействие». Он также добавил, что все то время, что в образование вкладывались огромные средства, «мы шли в никуда».
Не меньшее расстройство обнародование доклада вызвало и в США, которые в 2012 году заняли 36-е место по математике (снижение на два балла с 2003 года), 24-е — по чтению (снижение на семь баллов с 2000 года) и 28-е — по научным дисциплинам (увеличение на девять баллов с 2006 года). По словам министра образования США Арни Данкана (Arne Duncan), эти цифры свидетельствуют о самой настоящей стагнации в подведомственной ему сфере.
Прокомментировал новый доклад PISA и председатель Национальной ассоциации образования, крупнейшего в стране профсоюза преподавателей, Деннис ван Роукел (Dennis Van Roekel): «Позиции США особо не улучшились из-за того, что наше государство так и не смогло... повысить благосостояние учащихся».
Между тем, профессор Высшей школы образования при Стэнфордском университете Мартин Карной (Martin Carnoy) призвал не торопиться с выводами. Обвинив экспертов в «чрезмерно упрощенной» интерпретации итогов исследования, он подчеркнул: «Эти данные ничего не говорят ни о качестве преподавания, ни о качестве учебных программ». Тем не менее, как именно следует воспринимать опубликованные в докладе сведения, он не пояснил.
Самый высокий рейтинг Россия получила по математике — ей досталось 34 место из 65-ти. В категории «естественнонаучные дисциплины» она попала на 37 строчку. В чтении Россия вместе с Турцией поделили 41 и 42 места. Оставив позади многие развивающиеся страны, она смогла обогнать и такие развитые европейские государства, как Словакия (по всем категориям), Литва и Венгрия (обе по математике), Швеция и Греция (обе по математике и естественным наукам) и Исландия (по естественнонаучным дисциплинам). Кроме того, в математике россияне превзошли американцев, опередив их на две позиции.
У российских властей, в отличие от британских и американских коллег, исследование PISA вызвало воодушевление. По данным РИА Новости, представляя результаты тестирования, первый заместитель министра образования и науки России Наталья Третьяк заявила: «Мы можем констатировать с уверенностью, что мы существенно улучшили свои собственные показатели». Действительно, по математике с 2003 года Россия набрала 14 баллов, по чтению с 2000 года — 13 баллов, по естественнонаучным дисциплинам с 2006 года — семь баллов.
Впрочем, не исключено, что замминистра несколько преувеличила масштабы подвижек. Среди прочего, Третьяк подчеркнула: «Когда мы участвовали в этом исследовании впервые в 2000 году, мы заняли предпоследнее место». Между тем, как следует из сводных таблиц в последнем докладе PISA, в 2000 году Россия принимала участие в тестировании только по чтению. По его итогам она заняла 27-е место из 39-ти. Что касается проверки знаний по математике, то в 2003 году, когда исследование по этой дисциплине было проведено в первый раз, Россия заняла 29-ю строчку из 39.
Результаты исследования могут заставить задуматься, прежде всего, чиновников от образования в западных странах, где методы обучения кардинальным образом отличаются от восточных. На Западе к китайской образовательной модели, в основе которой лежит не понимание, а зубрежка, часто относятся если не с пренебрежением, то по крайней мере с непониманием. Однако именно китайцы и другие азиаты продемонстрировали в ходе тестирования большее понимание материала. Как бы то ни было, при оценке результатов следует проявлять осторожность — ведь не зря лучшими в мире вузами признаны не китайские и не корейские, но американские и европейские.