Корпорация Google объявила о покупке американской компании Nest Labs. Внимание к сделке привлекла прежде всего сумма, которая будет выплачена за Nest, — 3,2 миллиарда долларов. Для сравнения, видеохостинг YouTube обошелся компании вдвое дешевле. На фоне недавних приобретений Google (в числе которых, к примеру, разработчик технологии управления жестами и создатель военных роботов) продукция Nest выглядит на редкость приземленно: компания выпускает устройства для поддержания температуры воздуха в домах и квартирах.
Nest Labs была создана в 2010 году и к настоящему времени успела выпустить всего два устройства: комнатный термостат Nest и пожарную сигнализацию Nest Protect. Первый аппарат служит для поддержания в жилом помещении заданной температуры и предназначен главным образом для Северной Америки. Второе устройство, помимо США и Канады, продается еще и в Великобритании.
СМИ начали пристально наблюдать за Nest Labs в 2011 году, когда компания анонсировала свой первый термостат. Повышенное внимание объясняется двумя причинами: звездной командой разработчиков и необычной концепцией устройств Nest.
Nest Labs основали Тони Фаделл (Tony Fadell) и Мэтт Роджерс (Matt Rogers), бывшие сотрудники компании Apple. Более известен из них Фаделл, который считается одним из «отцов» iPod — именно он определил облик первых поколений культового плеера. Фаделлу также довелось поучаствовать в создании iPhone, а кроме того, он довольно тесно общался со Стивом Джобсом — в том числе и после своего ухода из Apple в 2008 году.
Помимо Фаделла и Роджерса, в штат Nest Labs вошли японка Йоки Мацуока (Yoky Matsuoka), ранее занимавшая в Google пост вице-президента по инновациям, экс-глава Twitter по инженерным разработкам Ли Майдолл (Lee Mighdoll) и несколько человек из Microsoft.
Термостат Nest, с одной стороны, походит на классические приборы середины прошлого века, а с другой стороны, неуловимо напоминает плееры Apple. Впечатление «аппарата из будущего» усиливают отдельные детали — например, круглый ЖК-экран, на котором отображается температура в комнате. Только внешностью, впрочем, дело не ограничилось — разработчики постарались сделать устройство максимально «дружественным к пользователю».
«Фишкой» Nest стала способность ее аппаратов к самообучению. Термостат, в отличие от большинства его собратьев, не нужно программировать («в восемь утра в комнате должно быть 25 градусов, а в десять вечера — двадцать градусов»). Первые несколько дней пользователь выставляет температуру «вручную» (на самом термостате или в мобильном приложении), но затем устройство выучивает его режим дня и действует уже самостоятельно.
В помощь аппарату полагается набор датчиков — в том числе датчик освещенности и датчик движения. По ним Nest определяет время суток и факт наличия или отсутствия в доме людей. По словам разработчиков, термостат позволяет сократить счета за коммунальные услуги на сумму от нескольких десятков до нескольких сотен долларов в год.
Второе устройство — пожарная сигнализация Nest Protect — реагирует на задымление и изменение температуры, и, как и термостат, соответствует принципу «устройство с человеческим лицом»: оно не пищит и не мигает светодиодами, а дает голосовые инструкции («Внимание, дым в гостиной»), различая при этом два уровня серьезности угрозы. Сигнализацию представили относительно недавно — осенью 2013 года.
О том, что Google проявляет интерес к приборам класса Nest, было известно довольно давно. В 2009 году компания представила программу PowerMeter, которая считывала данные со счетчиков электроэнергии и формировала отчеты о расходах. Проект оказался неудачным и просуществовал всего два года. В 2013 году в Сети появились сведения о том, что Google готовит собственный проект «умного термостата». Наконец, компания была одним из инвесторов Nest Labs, через свой венчурный фонд вложив в нее несколько десятков миллионов долларов.
Google не объявила (что вполне понятно), как именно она намерена распорядиться разработками Nest Labs. Известно лишь, что сотрудники компании перейдут на работу в Google, бренд Nest будет сохранен, а термостат и сигнализация останутся в продаже. Аппараты Nest, к слову, сейчас продаются в том числе и в Apple Store — сети фирменных магазинов Apple, а управлять ими дистанционно можно с помощью смартфонов iPhone и планшетов iPad.
На вопрос, зачем Google потратила «три инстаграма» на производителя термостатов, напрашивается довольно очевидный ответ: компания хочет выйти на рынок бытовой техники и ищет того, кто умеет делать действительно классные потребительские устройства. У самой Google дела в этом направлении идут с переменным успехом: с одной стороны, есть телевизоры на Android и довольно популярный медиаплеер Chromecast, с другой стороны — проекты Google TV и Nexus Q, которые чаще всего описывают словом «крах».
Первой доработкой в устройства Nest Labs со стороны Google может стать, к примеру, поддержка голосового управления. А дальше не исключена, скажем, такая последовательность событий: выпуск еще нескольких приборов, объединение их, в соответствии с модной нынче концепцией «интернет вещей», в единую экосистему и наконец выход мобильного приложения, которое станет центром управления «умным домом».
«Держу пари, что Google покупает Nest, чтобы измерять температуру внутри своих роботов. Тех самых роботов, которые завоюют и поработят всех нас в 2015 году».
Как будто предвидя реакцию скептиков на новость о сделке, сооснователь Nest Labs Мэтт Роджерс пообещал, что информацию о пользователях компания будет использовать «только в целях улучшения своих продуктов и сервисов». Пользователи термостатов, в свою очередь, заявили, что Nest отправится в мусорный бак, как только попросит привязать аккаунт к Google+. Посмотрим, кто из них сдержит слово.