Вверх по радуге, ведущей вниз Можно ли заработать на толерантном отношении к ЛГБТ

Фото: Jeff Chiu / AP

Скандал с Иваном Охлобыстиным, который после жестких высказываний в адрес геев покинул «Евросеть», показал, что гомофобные выступления могут иметь последствия даже в России. В Европе и США бизнесмены уже давно ничего подобного себе не позволяют. Напротив, они пытаются позиционировать свои компании как gay friendly (дружественные по отношению к геям), надеясь таким образом улучшить свою репутацию и увеличить прибыль. «Лента.ру» решила выяснить, удается ли это западным компаниям.

Опыт США в борьбе за права геев считается почти образцовым. Во-первых, американское общество за последние несколько десятилетий проделало путь от резко консервативного до по большей части терпимого отношения к людям негетеросексуальной ориентации. Во-вторых, именно в США расположены крупнейшие корпорации, которые начали вводить принципы равноправия в свою бизнес-практику и пытаться на этом заработать.

Начало масштабной борьбы ЛГБТ за свои права принято относить к июню 1969 года и Стоунволлским бунтам — демонстрациям и столкновениям геев с полицией в нью-йоркском районе Гринвич-Виллидж. В 1970-е в Штатах начали проводить гей-парады в память о событиях в Нью-Йорке. Сперва гей-активисты выступали за декриминализацию однополых отношений, однако по мере роста числа и влиятельности своих сторонников они расширяли список требований, в число которых вошло и равноправие на рабочих местах.

В 1970 году за борьбу с дискриминацией ЛГБТ-граждан на рабочих местах высказался первый профсоюз — Американская федерация учителей. Но потребовалось больше двух десятилетий, чтобы подобная практика стала нормой. В консервативной Америке 1980-х представители ЛГБТ не могли рассчитывать на успех своих правозащитных инициатив ни на федеральном уровне, ни на уровне штатов. Исключением стал Висконсин — в 1981-1982 годах там запретили дискриминацию на почве сексуальной ориентации при найме на работу и в дальнейшей трудовой деятельности (.pdf).

В целом по стране ситуация изменилась после прихода к власти в 1993 году демократа Билла Клинтона. В 1995 году он президентским распоряжением позволил ЛГБТ-гражданам получать доступ к секретной информации, а в 1998-м запретил дискриминацию на основе сексуальной ориентации для сотрудников ряда федеральных ведомств и гражданского персонала Пентагона. С 1994 года министерство обороны США применяло к военнослужащим правило «Не спрашивай, не говори», в соответствии с которым запрещалось выяснять сексуальную ориентацию сослуживцев; тайные геи, лесбиянки и бисексуалы могли служить в армии при условии сокрытия своей личной жизни.

И все же администрация Клинтона не приняла закон, который запрещал бы дискриминацию на рабочих местах для ЛГБТ в федеральном масштабе.

Правозащитная организация «Кампания за права человека», отстаивающая интересы ЛГБТ-сообщества, с 2002 года публикует Индекс корпоративного равенства (Corporate Equality Index). Он составляется с учетом отношения компаний к своим ЛГБТ-сотрудникам. В 2014 году 304 корпорации получили высшую отметку в 100 баллов. Среди них оказались алюминиевый гигант Alcoa, страховщик AIG, авиапроизводитель Boeing, сеть магазинов электронной техники Best Buy.

Тем временем либерализация общественного мнения в 1990-х годах повлияла не только на федеральное правительство, но и на штаты. В 1993-м Миннесота запретила дискриминацию по признакам сексуальной ориентации и гендерной принадлежности. Первые успешные попытки оградить представителей ЛГБТ от притеснений при найме случились в Коннектикуте и Вермонте в 1991-м, Нью-Джерси и Калифорнии в 1992-м, Род-Айленде в 1995-м (.pdf).

В конце XX века борьба ЛГБТ за равноправие воспринималась как правозащитная деятельность, а источником вдохновения для активистов было движение афроамериканцев за равные права с белыми в конце 1960-х — начале 1970-х годов. На экономические последствия лучшей интеграции ЛГБТ в рабочую среду обратили внимание уже в начале следующего столетия.

Только вперед

В марте 2012 года либеральный институт Центр американских исследований (Center for American Studies) представил свои доводы (.pdf) против дискриминации представителей ЛГБТ на работе. По данным организации, общие потери компаний США от несправедливого отношения к своим сотрудникам составили 64 миллиарда долларов. Ежегодно дискриминации подвергаются два миллиона американцев, и значительная их часть пострадала из-за своей сексуальной ориентации.

Аргументы центра в пользу равноправия типичны для правозащитников и сторонников ЛГБТ, которые пытаются убедить работодателей в невыгодности дискриминации. Прежде всего, утверждает автор исследования Кросби Бернс (Crosby Burns), отказывая в найме кандидатам с альтернативной сексуальной ориентацией (или гендерной идентичностью), бизнесмены лишают себя потенциально талантливых сотрудников. Если внутри компании запрещена дискриминация и для ЛГБТ созданы комфортные условия, сотрудники из числа геев и лесбиянок могут лучше реализовать себя и принести работодателям существенный доход.

Увольнение работников на почве сексуальной ориентации, напротив, может обойтись довольно дорого. Бернс пишет, что расходы на найм нового сотрудника составляют от пяти до десяти тысяч долларов в случае с рядовым членом коллектива, а ущерб от увольнения топ-менеджеров может достигать суммы от 75 до 211 тысяч долларов. И это без учета расходов на судебные разбирательства, которые могут возникнуть, если представители ЛГБТ сочтут себя оскорбленными. В 2010 году десять самых масштабных судебных разбирательств по вопросам увольнения геев обошлись компаниям в 346 миллионов долларов.

По подсчетам специалистов, геи и лесбиянки имеют меньше зависимых родственников, что позволяет им тратить на себя больше денег. До 79 процентов гомосексуалов готовы платить дополнительные средства за продукты и услуги высокого качества. При этом крупные компании, работающие в США, в том числе и иностранные, с осторожностью используют в рекламе образы однополых пар. Пионером среди автопроизводителей стала японская компания Subaru, которая с 1993 года использует обращения к не-гетеросексуальной аудитории. За десять лет продажи марки возросли более чем в два раза.

Наконец, сексуальное равноправие внутри предприятия можно использовать в рекламе и маркетинге, привлекая вполне платежеспособную аудиторию: представители ЛГБТ тратят до триллиона долларов в год. Причем Бернс специально отметил, что геи стараются поддерживать компании, не дискриминирующие ЛГБТ в своей деятельности и имеющие дружелюбный к ним имидж.

Наиболее продвинутые компании в вопросах найма и продвижения ЛГБТ-сотрудников — корпорации, включенные в список Fortune 500, то есть крупнейшие предприятия мира. По сведениям правозащитной организации «Кампания за права человека» (Campaign for Human Rights), в 2012 году 85 процентов компаний из списка Fortune 500 запрещали дискриминацию на почве сексуальной ориентации; среди первой сотни лидеров было лишь семь предприятий-изгоев, которые до сих пор этого не сделали.

Реклама Subaru для однополых пар

Действия бизнеса продиктованы вполне материальными соображениями, свидетельствует исследование Williams Institute, подразделения Школы права Университета Калифорнии (UCLA). Почти все компании из верхушки рейтинга Fortune 500 и ведущие федеральные подрядчики отметили, что политика диверсификации трудовых ресурсов и предоставление сотрудникам и их семьям социальных гарантий положительно сказывается на их предприятиях. Тем не менее, только половина (53 процента) корпораций связали запрет дискриминации по принципу сексуальной ориентации и гендерной идентичности с улучшением бизнес-показателей.

Два шага вперед, один шаг назад

Картина толерантной корпоративной Америки, созданная либеральными ресурсами и правозащитниками, далеко не всегда соответствует реальности. Против законодательных гарантий для ЛГБТ выступают движения, которые поддерживают Республиканскую партию или ее радикальное «Движение чаепития». Сенат одобрил законопроект ENDA (Employment Discrimination Act, Закон о запрете дискриминации), запрещающий на федеральном уровне дискриминацию на почве сексуальной ориентации, в ноябре 2013 года, однако Палата представителей пока его не утвердила и вряд ли изменит свое решение до тех пор, пока тон в ней задают социальные консерваторы. Против своей партии не пошел и спикер Палаты представителей Джон Бейнер. По его словам, принятие ENDA будет сопровождаться ростом сутяжничества и приведет к потере рабочих мест, особенно среди малого бизнеса. Без поддержки влиятельного спикера билль обречен на провал.

Спикер Палаты представителей Джон Бейнер

Спикер Палаты представителей Джон Бейнер

Фото: J. Scott Applewhite / AP

В пользе ENDA сомневаются и в консервативном исследовательском центре Heritage Foundation, который обвиняет правительство в неподобающем вмешательстве в дела частного бизнеса.

С другой стороны, сами бизнесмены, похоже, совсем не против равноправия для всех американцев, вне зависимости от их сексуальной ориентации. В 2011 году опрос Центра за американский прогресс показал, что 63 процента малых компаний приветствовали бы принятие ENDA. Выяснилось также, что семь из десяти малых компаний проводят политику равноправия в вопросах сексуальной ориентации, а шесть из десяти не дискриминируют сотрудников из-за гендерной идентичности.

Отсутствие федерального законодательства о запрете дискриминации приводит к тому, что часть крупных компаний де-факто находятся в «серой» зоне. Они лояльно относятся к своим ЛГБТ-сотрудникам, но при этом отказываются внести в свои внутренние правила четкий отказ от дискриминации по поводу сексуальной ориентации. Например, весной 2013 года акционеры крупнейшего нефтяного гиганта ExxonMobil вновь решили, что ЛГБТ-сотрудники не нуждаются в дополнительной защите (правда, осенью того же года однополые супруги работников компании все же получили тот же доступ к медицинскому обслуживанию, что и обыкновенные семьи). Сама Exxon Mobil утверждает, что любые формы дискриминации при работе в компании строго запрещены.

Штаб-квартира Exxon Mobil в Хьюстоне, штат Техас

Штаб-квартира Exxon Mobil в Хьюстоне, штат Техас

Фото: Wikipedia

С 2014 года медицинское страхование будет распространено и на однополых партнеров сотрудников сетей гипермаркетов Wal-Mart. Зарегистрированная в Арканзасе ритейлинговая империя традиционно поддерживала консерваторов всех мастей. Пойдя на уступку ЛГБТ-сообществу, в компании объяснили: ей дешевле принять стандартизированную политику для всей территории США, чем вырабатывать свои решения для каждого штата.

Примеры Exxon Mobil и Wal-Mart (последний, кстати, является крупнейшим частным работодателем США) свидетельствуют о том, что доводы сторонников максимальных гарантий для ЛГБТ-сотрудников как условия для экономического процветания предприятий могут быть оспорены. Обе компании остаются лидерами в своих отраслях, несмотря на отставание от конкурентов в сфере работы с ЛГБТ.

Установить связь между толерантным отношением к ЛГБТ-сотрудникам и экономическими последствиями подобного подхода попытались в Williams Institute в мае 2013 года (.pdf). Авторы проанализировали 36 наиболее актуальных, с их точки зрения, работ по изучению влияния диверсифицированной рабочей силы на показатели компании и ее ЛГБТ-работников.

Магазин сети Walmart в Чикаго. На территории США сотрудниками WalMart являются 1,4 миллиона человек

Магазин сети Walmart в Чикаго. На территории США сотрудниками WalMart являются 1,4 миллиона человек

Фото: Scott Olson / Getty Images / AFP

Выяснилось, что запрет на дискриминацию на основе сексуальной ориентации или идентичности логичным образом приводит к лучшему самочувствию ЛГБТ-сотрудников, повышению их лояльности к компании и росту производительности труда. При этом непосредственной связи между либеральным отношением к геям и лесбиянкам и ростом прибыли компаний Williams Institute не обнаружил. Авторы, правда, упомянули исследование 2010 года, из которого следовало, что акции предприятий с большим количеством ЛГБТ-сотрудников на протяжении 2002-2006 годов росли более активно, чем компании в аналогичных секторах, но с гетеросексуальным составом работников. Впрочем, к этим выводам, как отмечают сотрудники Williams Institute, нужно относиться с осторожностью.

Помимо того, что связь максимально дружественной политики по отношению к ЛГБТ с ростом финансовых показателей нуждается в дополнительных исследованиях, в Williams Institute отметили, что сама по себе диверсификация рабочей силы, в том числе и за счет привлечения ЛГБТ-сотрудников, может вовсе не принести желаемого экономического эффекта.

Российский бизнес по отношению к ЛГБТ-сообществу отстает от США едва ли не на полвека — открыто объявлять о равноправии в коллективе не только неприбыльно, но и опасно: бойкот со стороны консерваторов в России гораздо страшнее, чем бойкот со стороны геев и лесбиянок. Тот же Иван Охлобыстин, уволившись из «Евросети», недолго сидел без работы: открыто выступившего против гомосексуалов шоумена немедленно взяла к себе компания Baon.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше