В понедельник, 20 января, стало известно имя нового музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра — на эту должность назначили 36-летнего Тугана Сохиева. Представитель петербургской дирижерской школы, ныне возглавляющий два оркестра за пределами России, приступит к исполнению обязанностей в 2014 году, но появляться в Большом до конца текущего сезона планирует очень редко. О своих планах во главе крупнейшего музыкального театра страны Сохиев пока ничего не рассказал; возможно, их попросту нет.
Место музыкального руководителя ГАБТ освободилось в начале декабря 2013 года: Василий Синайский, приглашенный бывшим руководством театра в 2010-м, ушел быстро и немного скандально. За две недели до важной оперной премьеры, «Дона Карлоса» Верди, Синайский написал заявление, которое, несмотря на подготовку к спектаклю, сразу же было подписано гендиректором Владимиром Уриным. «Мой уход из театра — это результат моих наблюдений, моей работы с господином Уриным в течение четырех месяцев. Это довольно долгий срок. И на каком-то уровне просто становится работать неинтересно и невыносимо», — так Синайский объяснил свое увольнение, прямо указав, что уходит, в первую очередь, из-за нового директора (Урина назначили летом 2013-го вместо Анатолия Иксанова).
Увольнение Синайского пришлось на середину сезона, что выглядело неожиданностью, но в действительностью было событием предсказуемым. Урин пообещал выстраивать новые порядки в театре с существующей командой; однако уход главного дирижера был для него вопросом времени — сейчас, со слов самого директора, понятно, что он начал искать Синайскому замену, еще когда тот работал в театре. Формально дирижер повторил судьбу своего предшественника: Алексей Ведерников, уставший от разногласий и тяжб с администрацией ГАБТ, в 2009 году покинул Большой вслед за хореографом Алексеем Ратманским. Уходя из театра, Ведерников раскритиковал архаичные устои и бюрократическую систему ГАБТ.
У Синайского тоже не сложились отношения с начальством, только теперь уже — с новой администрацией Большого. Театр Урину передали после скандалов, связанных с нападением на худрука балета Сергея Филина, увольнением ведущих танцовщиков и множества бытовых неурядиц. Творческие проблемы на этом фоне как-то меркли, хотя, возможно, истинная причина нынешнего неблагополучия кроется как раз в художественной неустроенности.
Годы руководства Василия Синайского (в прошлом он, помимо прочего, возглавлял Государственный академический симфонический оркестр) в ГАБТ ничем особенно выразительным, с музыкальной точки зрения, не запомнятся — ни движением вперед, ни отдельными удачами. Исключительными по своей значимости событиями становились скорее работы приглашенных дирижеров — как это случилось, например, с оперой Глинки «Руслан и Людмила»; ее постановкой в 2011 году руководил нынешний звездный худрук ГАСО Владимир Юровский. Кроме того, Урин, оказавшись в Большом театре, счел неудовлетворительным и состояние оперной труппы. Ее преображение, как и формирование репертуара театра, он сразу назвал приоритетом в работе. Естественно, подобные задачи предстоит теперь решать и музыкальному руководителю.
Претендентами на должность музрука ГАБТ называли нескольких человек (всего их было шесть) — от в итоге назначенного Сохиева и главы Большого симфонического оркестра имени Чайковского Владимира Федосеева до главного дирижера Королевской Фламандской оперы в Антверпене и Генте Дмитрия Юровского (брата Владимира Юровского) и главного приглашенного дирижера Михайловского театра и главного дирижера филармонического оркестра Осло Василия Петренко. Известно, что 81-летнему Федосееву, например, предлагали дирижировать «Царской невестой» Римского-Корсакова — грядущей оперной премьерой сезона. Однако он отказался, сославшись на занятость, в итоге «Невесту» в ГАБТ будет спасать другой мэтр — 82-летний Геннадий Рождественский; он даже планирует вывезти спектакль на гастроли.
Остальные кандидаты, видимо, отпали по тем же причинам: найти дирижера мирового уровня в столь короткий срок (Урин потратил на поиски семь недель) — задача исключительно сложная, потому что расписание музыкантов обычно составлено на два-три года вперед. В итоге музыкальным руководителем ГАБТ, по данным «Ленты.ру», стал единственный человек, не отказавшийся от вакансии. Можно предположить, что Урин все же делал ставку на молодое поколение дирижеров, и в этом музыкальная общественность его поддержала, однако между Василием Петренко, музыкантом высочайшего класса, и Туганом Сохиевом все же есть некоторая разница.
Сохиев, родившийся во Владикавказе, окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию — первые два года учился в классе основателя ленинградской дирижерской школы Ильи Мусина (его же учеником, кстати, был Теодор Курентзис, ныне худрук Пермского театра оперы и балета). Зарубежная карьера Сохиева началась сразу после окончания консерватории — дебют в качестве оперного дирижера случился в Исландии, после чего, в 2001 году, его пригласили возглавить Валлийскую Национальную оперу. К работе дирижер приступил в 2003-м, а уже в 2004-м его освободили от должности — Сохиев вроде как не нашел общего языка с музыкантами и исполнителями; по их мнению, новому руководителю явно не хватало опыта.
Самым успешным местом работы Сохиева следует, очевидно, считать Национальный оркестр Капитолия Тулузы, куда в 2005 году его позвали главным приглашенным дирижером. Уже в 2008-м он возглавил этот коллектив, а в 2010 году музыканта утвердили на должность главного дирижера Немецкого симфонического оркестра Берлина. В Германии дирижера сначала сочли слишком изысканным, но недостаточно глубоким; потом вроде бы обнаружили в нем и глубину. Стоит также отметить, что со всеми вверенными ему коллективами Сохиев уделял особое внимание русской классике.
Так получилось, что Сохиев, постоянно гастролируя, был более известен на европейской и мировой музыкальной сцене, нежели дома. Впрочем, в Петербурге он многократно дирижировал операми в Мариинском театре. Сохиеву оказывает поддержку худрук Мариинки Валерий Гергиев — он уже одобрил назначение дирижера в Большой театр. Урин указывает на сходство между Гергиевым и Сохиевым: например, Гергиев возглавил петербургский театр в 35 лет.
Как бы то ни было, если Тугану Сохиеву удастся хотя бы приблизиться к уровню мастерства своего наставника, его можно будет поздравить; но для начала ему придется научиться у Гергиева стремительному перемещению между странами, театрами и оркестрами. Контракты Сохиева в Тулузе и Берлине истекают в 2016 году, и отказываться от них он не собирается. Генеральный директор ГАБТ Владимир Урин с пониманием относится к занятости новоиспеченного музрука, воспринимая как благо его трудовые контракты за рубежом. А вот в европейских оркестрах опасаются, что дирижер бросит в итоге всех.
Российская музыкальная общественность встретила 36-летнего Тугана Сохиева сдержанно, хотя благосклонно отнеслась к тому, что назначили именно молодого дирижера, от которого можно ожидать творческой активности и явного интереса к делам Большого театра
На официальном представлении Тугана Сохиева между ним и гендиректором было полное взаимопонимание. Они говорили о схожих взглядах на развитие Большого театра. Правда, в чем именно это развитие будет заключаться, осталось до конца неясным. Был и еще один странный момент: на пресс-конференции дирижер, которого пытали на предмет любимых композиторов и репертуара, не дал ни одного конкретного ответа, но заявил, что «любит все», а репертуар должен быть «большим». Многие ответы музыканта звучали дежурно: «Мы ставим огромные задачи — поднять театр, приумножить традиции, прославляющие этот театр». Хотя бы примерно понять, что же все-таки любит режиссер, удастся в конце весны 2014-го, когда объявят первые постановки, которыми он будет руководить. А полноценное руководство он возьмет на себя и вовсе в сезоне 2015/2016.
По всей видимости, Туган Сохиев не принадлежит к числу тех, кто будет проводить радикальные эксперименты на сцене Большого театра и предлагать самостоятельную и редкую на имена и партитуры программу. Скорее всего, дирижер традиционно обратится к русской классике, чем успокоит беспокойных хулителей Большого театра и создаст совершенно не значимую для искусства видимость возвращения к корням. Впрочем, главное, чтобы его работа велась на достойном уровне.
До последнего момента казалось, что Урин в итоге остановит свой выбор на ком-то более ярком. Но в его театре столько трудностей, что у генерального директора могло возникнуть желание прикрыть самые проблемные зоны человеком спокойным и надежным. В то же время Урин — дальновидный менеджер, поэтому можно предположить и другое: гендиректор нашел для себя удобного человека, которого можно «направлять», а это значит, что все будет зависеть от правильности решений самого Урина. Кроме того, быстро подыскав замену Синайскому, Урин выиграл время: теперь на то, чтобы придумать что-нибудь новенькое, у него есть уже не семь недель, а четыре года.