По итогам 2013 года, которые подвели в ГИБДД, количество погибших на российских дорогах снизилось на 3,5 процента. До этого в течение двух лет число жертв ДТП росло, хотя само количество аварий оставалось практически неизменным. «Лента.ру» узнала у экспертов, с чем связан перелом в статистике погибших на российских дорогах.
Окончательных итогов Госавтоинспекции за 2013 год ждали по многим причинам. Прежде всего, с самого начала года ежемесячные цифры говорили о положительных тенденциях: по сравнению с аналогичными периодами 2012-го снизилось количество аварий, погибших и раненых. Итоговые цифры стали по-настоящему долгожданными, поскольку ГИБДД обнародовала их только в феврале 2014 года — вместе со статистикой за январь.
Декабрь скорректировал оптимистичные показатели — если в течение 11 месяцев количество погибших в ДТП было примерно на шесть процентов ниже цифр за аналогичный период предыдущего года, то итоговое снижение составило всего 3,45 процента (27 025 человек, снижение на 966 человек). Количество раненных на дорогах уменьшилось лишь на 0,07 процента (258 437 человек). Другой ключевой показатель улучшения и вовсе не продемонстрировал — число ДТП выросло на 0,23 процента (204 068 аварий).
Рекордсменом по снижению дорожной смертности в 2013 году стала Еврейская автономная область, где количество погибших в авариях снизилось вполовину. Положительный тренд показала и Москва — регион с наибольшим количеством ДТП. Правда, столичная статистика уже второй год поступает с оговорками. Если брать в расчет только «старую Москву» (в границах на начало 2012-го), то количество жертв аварий в городе в минувшем году упало на 6,3 процента. «Новая Москва» сильно ухудшает показатели — с учетом присоединенных территорий число погибших в столице выросло на 3,8 процента. Надо отметить, что на этих территориях произошло вдвое меньше ДТП, чем в «старой Москве», но количество погибших выросло в полтора раза.
Самым неблагополучным регионом в плане дорожной смертности стала Якутия — за минувший год она продемонстрировала рост числа жертв на 16 процентов.
Как бы то ни было, даже незначительное снижение смертности на дорогах не может не радовать, потому что начиная с 2010 года, когда был зафиксирован десятилетний минимум погибших (26 567), количество жертв ДТП только росло. Более того, тогда стабильное (на протяжении трех лет) улучшение статистики, по всей видимости, было связано с принятием конкретных законов: в России появились камеры видеофиксации нарушений и было ужесточено наказание за повторную езду в нетрезвом виде («Лента.ру» об этом подробно уже писала). Сейчас же нет никаких признаков того, что улучшение показателей 2013 года также могло явиться следствием законодательных новшеств.
Прошедший год запомнился водителям прежде всего возвращением в Кодекс об административных правонарушениях нормы содержания алкоголя в крови, по которой определяется состояние опьянения, — до этого с 2010 года разница между пьяным и трезвым водителем зависела только от погрешности приборов. Кроме того, были повышены штрафы за нарушение ПДД, а для злостных нарушителей ввели дополнительные наказания — например, за повторный проезд на красный свет теперь грозит лишение прав.
В итоге, как показывает судебная статистика за 2013 год, сократилось количество дел, связанных с некоторыми видами ДТП. В частности, по словам председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, дела о выезде на встречную полосу стали доходить до суда в полтора раза реже — эта статья КоАП перестала быть «лишенческой». Количество дел об управлении автомобилем в нетрезвом виде сократилось на 55 тысяч.
Однако на итоговых данных по количеству ДТП и дорожной смертности за год эти законодательные изменения, заработавшие в сентябре, не сказались. Доля «нетрезвых» ДТП, как и ранее, сохранилась на уровне примерно семи процентов. А если сравнить августовские данные (за восемь месяцев) с окончательными, то к концу года общая статистика ДТП, погибших и раненых, как уже было сказано, только ухудшилась.
Благоприятную для водителей тенденцию позволяет заметить классификация причин ДТП. В 2013 году более четверти (26 процентов) всех аварий произошли из-за неудовлетворительного состояния дорог, тогда как в предыдущие годы на эту категорию приходилась лишь пятая часть всех аварий. Не стоит думать, что во всех этих случаях виновными признали дорожников, — почти 88 процентов аварий все равно «списали» на нарушение водителями ПДД. Однако, поскольку данных о резком улучшении или, напротив, ухудшении качества дорог в истекшем году не поступало, можно заключить, что ГИБДД стало уделять больше внимания всем обстоятельствам ДТП.
«Ленте.ру» не удалось оперативно получить комментарий ГИБДД по поводу причин снижения количества жертв ДТП, но в неофициальной беседе сотрудники ведомства ссылаются на комплексные меры по повышению безопасности дорожного движения. Статистику по жертвам ДТП за минувший год «Лента.ру» обсудила с экспертами.
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев
Я считаю, что статистика изменилась не впервые за три года. Думаю, здесь идет речь о неких подтасовках фактов. Когда ГИБДД хочет, чтобы им выделили финансирование, они говорят: «Посмотрите, как все опасно!» — и дают немножко завышенную статистику. Здесь, как мне кажется, ГИБДД немножко лукавит. Что касается общего тренда повышения безопасности, то 3,5 процента, которые там нарисовали, я бы не относил к их заслугам. Если говорить о постоянной тенденции, которая обеспечивает нам прирост безопасности, то это покупка новых автомобилей. Это действительно приводит к тому, что количество ДТП со смертельным исходом снижается. Среди других факторов, которые влияют на безопасность, можно назвать установку камер видеофиксации, ужесточение правил и тому подобное. Но на сегодня я не вижу явных свидетельство того, что улучшение статистики происходит за счет конкретных действий ГИБДД.
Автор поправок в КоАП, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков
Результат получился по совокупности всех мер, принимаемых государством в области обеспечения дорожной безопасности. Но этот результат надо принимать с хорошей поправкой на то, что у нас ежегодно увеличивается количество транспортных средств. Это обнадеживает. Посмотрим, как будут дальше работать изменения в законодательство, которые вступили в силу с 1 сентября. Три месяца — это очень мало. Давайте не забывать, что декабрь — праздничный месяц: увеличивается и количество правонарушений, и количество людей, которые позволяют себе выпить, а потом сесть за руль. И тем не менее никакой явной динамики нет.
Статистически еще недостаточно материала, чтобы судить о трендах, которые складываются после вступления поправок в административное законодательство в силу. Ведь это надо еще и пропагандировать — до кого-то вообще еще не дошло: что, где, какие изменения. Необходимо время, чтобы общество осознало и увидело, что внесено, какие последствия. Судить можно будет как минимум по полугодовой статистике за 2014 год.
Нам надо законодательно повышать ответственность дорожников. Вместе с тем только в следующем году правительство планирует выйти на финансирование дорожного строительства согласно существующим техническим нормам. Когда имеет место халтура — это один разговор. Но если исключить коррупционную составляющую и представить, что деньги тратятся на дорожное строительство целиком без всякой утруски, то, тем не менее, финансирование не соответствует нормативам. Плохие дороги — сопутствующий фактор, но не главный. Водитель должен выбирать ту скорость, тот режим движения, которые обеспечивают безопасность.
Руководитель компании «Автолокатор» Таймур Двидар
Я связываю снижение количества жертв при авариях с рядом факторов. Это общий эффект и от правовых мер — ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде и превышение скорости, и от внедрения современных систем контроля — установка комплексов фото- и видеофиксации на дорогах и трассах. Немаловажную роль играет развитие дорожно-транспортной инфраструктуры: активными темпами происходит строительство новых современных трасс с хорошим покрытием, освещением и разделительными ограждениями. При этом, как показывает наша практика, использование гражданами на своем автомобиле современных систем комфорта и безопасности на основе технологий ГЛОНАСС и GPS также способствует снижению смертности водителей и пассажиров.
Руководитель экспертного центра «Probok.net» Александр Шумский
Очень сложно верить статистике ГИБДД, потому что они крутят ею как хотят. Учитывая, что туда не попадают многие ДТП, можно играть этими тремя процентами. Общей тенденции к снижению [числа погибших] в принципе не наблюдалось, потому что никакой инфраструктуры, которая могла бы изменить ситуацию, не создавалось. Скорее всего, аварийность стабилизировалась и «прыгает» где-то на уровне погрешности.
Произошел скачок: какое-то время вообще практически не было ДТП, связанных с дорожным покрытием, а теперь стало резко 26 процентов. Асфальтовое покрытие за эти годы хуже не стало, а стало даже лучше. [ГИБДД] дана была команда правильно рассматривать этот вопрос и честно определять виновников. Просто стали по-другому считать. А когда так легко сделать скачок в плане причин аварий, то, конечно, пытаться понять глобальное изменение в два-три процента бесполезно.
От отмены «нулевого промилле» мы в первую очередь почувствовали ослабление психологического напряжения водителей. Когда мы начинаем доверять водителям, они платят нам тем же. Люди перестали пытаться воевать с государством. А большинство водителей, которых я спрашивал, даже не в курсе новых штрафов. Про промилле все в курсе, потому что была обширная рекламная кампания.