Square Enix в ближайшие дни выпустит на западный рынок новую RPG. Ее название в очередной раз заставляет усомниться в здравомыслии этой японской компании. Имя релиза — Final Fantasy XIII: Lightning Returns, то есть «Последняя фантазия, часть 13: Молния возвращается». Надо также иметь в виду, что «Молния возвращается» — на самом деле третья часть 13-й «Последней фантазии». Square Enix давно уже заблудилась в ответвлениях, сиквелах и римейках Final Fantasy, поэтому некогда главную (или одну из главных) консольных ролевых игр сейчас мало кто воспринимает всерьез. Как выясняется, напрасно: «Молния возвращается» — одна из самых удачных игр Square Enix за продолжительное время.
Первая Final Fantasy XIII, вышедшая четыре года назад, была довольно противоречивой. Игра получилась зрелищной (по крайней мере, по меркам 2010-го), но получила порцию критики за линейность и ограничения, которые она накладывала на геймеров. Игрокам не давали свободы на протяжении двух десятков часов, а потом выяснялось, что финал уже близок. Спустя два года в продажу поступила Final Fantasy XIII-2; почитав отзывы, разработчики подкорректировали геймплей — и заметно его улучшили, зато сюжет, который и в первой части был не слишком стройным, в сиквеле сильно сдал.
«Молния возвращается» продолжает те же традиции: игровой процесс стал еще более отточенным, а за историей лучше не следить в целях сохранения собственного психического здоровья. Если коротко, то 500 лет назад мир захватил Хаос. Большая часть суши была уничтожена, зато люди перестали стареть. К началу игры ситуация, однако, осложняется — дело в том, что примерно через неделю должен случиться конец света, и все нестареющее население мира будет уничтожено. Правда, у самых везучих есть шансы: им на помощь спешит Молния, главная героиня игры, наделенная магическими свойствами. Она может спасать человеческие души, чтобы те потом переродились в новом мире, который появится после апокалипсиса. Молнии помогают и мешают персонажи из предыдущих двух выпусков Final Fantasy XIII. Кроме того, время от времени в кадре возникает загадочная девочка Люмина, подозрительно похожая на считающуюся умершей сестру главной героини.
За мир, который вот-вот будет уничтожен, немного обидно — он довольно интересно устроен. В новой игре Молния посещает локации, которых не было в двух предыдущих частях FF XIII. Всего их четыре, но они огромны и достаточно разнообразны. Есть пара мегаполисов, пустыня со спрятанными под песком древними руинами и прерии, по которым разбросаны полдюжины деревушек. То, как этот мир функционирует, заставляет вспомнить игры серии Fable. День сменяет ночь, по улицам и сельским дорогам бродят человечки, занимающиеся своими делами. При встрече с монстром (или в том случае, если Молния внезапно обнажает меч) местные жители испуганно вопят и разбегаются, в более спокойных ситуациях поют песни и болтают о чем-то своем. Буквально на каждом углу можно обнаружить какую-нибудь торговую точку или подписаться на выполнение очередного сайдквеста. При этом исследовать области игрового мира Молния может в любом удобном порядке.
Надо иметь в виду, что разработкой Lightning Returns занимались представители нации, придумавшей телешоу Dero, то есть общий градус безумия достаточно высок. Молния, в частности, вступает в серьезные диалоги с мужчинами в клоунских колпаках и женщиной-курицей; играющий на заднем плане легкомысленный джаз внезапно сменяется мрачным эмбиентом. Кому-то вся эта дичь может прийтись по вкусу, но иных, наверное, отпугнет.
Боевая система в новой Final Fantasy принципиально отличается от классических игр серии. Если ее с чем-то и сравнивать, то, пожалуй, с древней приключенческой игрой The Immortal. В Lightning Returns битвы происходят в реальном времени и в большинстве случаев в режиме один на один. Молния может атаковать и использовать магию, пока у нее не закончится запас энергии. Чем сильнее атака, тем больше энергии она расходует. Прямо во время битвы Молния в состоянии переключаться между тремя костюмами (всего их в игре несколько десятков). К каждому из них прилагаются собственные способности и отдельная шкала энергии, которая постепенно восполняется, пока героиня использует другой костюм. В результате бои получаются стремительными, но и не без стратегии — игроку постоянно приходится думать о том, как не оставить Молнию на поле боя вообще без энергии и, соответственно, без возможности атаковать и защищаться.
Гардероб главной героини — это вообще тема для отдельного разговора. Каждый костюм Молнии можно настраивать и корректировать. К каждому можно подобрать оружие, щит, аксессуары и способности. Собственно, это основной метод, позволяющий игроку влиять на статистические характеристики Молнии. Некоторые костюмы имеют свою специализацию — будь то защита от атак или усиление заклинаний самой героини. Но рассматривать их как отдельные «профессии» все-таки нельзя (даже те, которые своими названиями отсылают к специализациям персонажей из предыдущих FF, вроде «красного мага», «red mage»). Каждый из них слишком гибок и предоставляет игроку довольно много возможностей для экспериментов.
Еще один способ «прокачки» Молнии — выполнение заданий, как основных сюжетных, так и необязательных побочных. Традиционный метод развития персонажа — накопление очков опыта и повышение уровня — в Lightning Returns не используется. Поэтому имеет смысл выполнять все сайдквесты, даже самые незначительные — каждый из них немного повышает характеристики героини. В связи с этим приятно отметить, что в игре имеются не только банальные задания в духе «найди X одинаковых предметов» или «уничтожь Y монстров». Молнии приходится решать и достаточно нетривиальные задачи — например, спасать ребенка, душа которого переселилась в кошку, или работать ресторанным критиком.
Побочных заданий в игре столько, что найти и выполнить их все за одно прохождение не так-то просто, хотя и возможно. В отличие от героев большинства других RPG, Молния не располагает бесконечным запасом времени. Апокалипсис действительно наступит примерно через одну внутриигровую неделю (или чуть позже, если Молния спасет достаточное число душ, но отложить конец света больше чем на несколько дней не получится). Если к этому времени игрок не успеет выполнить основные задания, вместе с апокалипсисом случится и Game Over, после чего прохождение Lightning Returns придется начать заново — правда, со всеми бонусами, приобретенными во время первого цикла. Временное ограничение способно отпугнуть многих геймеров; на самом деле оно не является таким уж страшным — подгоняет игрока, но не загоняет его в совсем уж жесткие рамки.
Если коротко, то Lightning Returns — одна из самых щедрых новых RPG Square Enix (как известно, в последнее время эта компания стала довольно прижимистой). Игра разнообразна и продолжительна, в ней есть огромное количество квестов, гибкая схема развития персонажа и эффективная боевая система. Lightning Returns вряд ли кого-то покорит графикой, на дворе все-таки не 2010-й, кроме того, мультики-флэшбэки настолько ужаты, что разобраться в происходящем на экране не всегда получается. Зато некоторые локации получились весьма симпатичными, эклектичный саундтрек не дает заскучать, а сама главная героиня говорит голосом Лиары Т'Сони из серии Mass Effect (на самом деле, конечно, голосом актрисы Али Хиллис).
Парадокс в том, что Lightning Returns только выиграла бы, если бы вообще не имела отношения к серии Final Fantasy и особенно к ее 13-му выпуску. Сценаристам стоило дать свободу, лишить их необходимости завершать сюжетные ветки, начатые в FF XIII и FF XIII-2. Возможно, в этом случае в Lightning Returns был бы не только увлекательный геймплей, но и более-менее связный сюжет.