Ренессанс в Пушкинском 58 полотен из Академии Каррара привезли в Москву

Пьетро Перуджино, «Рождество Христово», 1504 год. Академия Каррара, Бергамо

Пьетро Перуджино, «Рождество Христово», 1504 год. Академия Каррара, Бергамо. Репродукция предоставлена пресс-службой ГМИИ

В главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо». 58 произведений из собрания одного из самых известных музеев Италии на два месяца дополнят коллекцию музея. Для уникальной выставки есть и вполне прозаическая причина: в Академии Каррара капитальный ремонт, поэтому собрание музея путешествует по миру.

Джованни Валагусса, директор Академии Каррара, рассказал «Ленте.ру» о выставке: «Музей Каррары в Бергамо — это маленький музей для Италии, но у нас действительно выдающееся собрание великих мастеров. В 1793 году граф Джакомо Каррара подарил городу Бергамо свою коллекцию. Изначально музей Каррары был открыт для школы изящных искусств, но в дальнейшем крупные итальянские коллекционеры продолжили дарить музею новые шедевры, и он постепенно превратился в «музей коллекций». Всего у нас в собрании около 2000 произведений. В Москву мы привезли около 60 работ эпохи Возрождения: с середины XV до середины XVI века. На одной выставке можно увидеть три разных периода итальянского Ренессанса: его зарождение, расцвет и угасание.

Русские хорошо знакомы с итальянским искусством. В коллекции ГМИИ им. Пушкина немало работ итальянского Ренессанса, так что публика хорошо подготовлена. Мы с Викторией Эммануиловной Марковой (доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина — прим. «Ленты.ру») выбрали работы, которые могут рассказать историю Ренессанса, самого важного периода в итальянском искусстве.

Из известных и даже очень известных произведений мы привезли написанный в 1441 году «Портрет герцога Лионелло д’Эсте» Антонио Пизанелло, один из первых станковых портретов эпохи Возрождения. Или вот знаменитое «Мистическое обручение святой Екатерины» Лоренцо Лотто. Из этого полотна вырезали пейзаж с Иерусалимом — на самом деле там был Бергамо — практически сразу после его создания. Говорят, это сделал пьяный французский солдат и вырезанный фрагмент исчез вместе с ним. Посмертный портрет Джулиано Медичи тоже легко узнать. Это очень известное полотно Сандро Боттичелли. Джулиано был убит в 1478 году во время небольшой флорентийской революции. Но заговор семьи Пацци потерпел фиаско, а Лоренцо Великолепный, брат Джулиано, вернул власть семье Медичи. У этого портрета есть три разные версии. Две другие хранятся в Берлине и Вашингтоне. На всех трех вариантах отличается фон, но их объединяет то, что везде обязательно присутствует окно или дверь. Это открытые пути в небеса для жизни вечной».

Живопись Ренессанса представлена в ГМИИ им. А.С. Пушкина недостаточно полно. Дело в том, что изначально музей создавался по частной инициативе профессора Ивана Владимировича Цветаева как публичное просветительское учреждение, учебный музей копий и слепков при Московском университете. Наследуя европейской традиции, он стал первым в России музеем, где в скульптуре — гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях — представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени. Значительной частью экспонатов были слепки с выдающихся скульптурных произведений эпохи Возрождения, выполненные на средства Цветаева и частных меценатов. Сделанные из хрупкого гипса, они сохраняются уже более ста лет, и сейчас их можно видеть в Итальянском дворике музея, в залах Микеланджело, итальянской скульптуры XV века, а также в Учебном музее имени И.В. Цветаева при РГГУ.

В таком виде музей был открыт в 1912 году. Оригинальные произведения живописи в массе начали поступать сюда уже после как дары частных коллекционеров. А в 1920-30-х годах — из национализированных частных собраний, Эрмитажа и других ленинградских музеев.

Сейчас живопись Ренессанса постоянно экспонируется в седьмом зале Пушкинского музея. В нем можно видеть шедевры Возрождения: «Благовещение» Сандро Боттичелли, «Пьету» Пьетро Перуджино, «Мадонну с младенцем» Лоренцо Лотто, «Даму за туалетом» Джулио Пиппи, «Святое семейство» Аньоло Бронзино, полотна Веронезе, Тициана, Бронзино, — всего около двух десятков картин. Привезенные 58 произведений из собрания Академии Каррара в Бергамо, одного из самых известных музеев Италии, впервые в истории ГМИИ столь масштабно и качественно дополнят нашу собственную коллекцию.

Выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» открыта до 27 июля.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше