Церемонию открытия второй по значимости программы Каннского фестиваля «Особый взгляд» сопровождала картина французских режиссеров Мари Амашукели, Клэр Бюрже и Сэмюэля Теиса Party Girl. Уже само название фильма не характерно для франкофонов. Авторы решили не переводить понятие party girl, что-то вроде хостес в стрип-баре, что и по-русски звучит довольно странно. Картина вызвала большой ажиотаж у публики в связи с появлением на красной дорожке актрисы Анжелики Литценбургер (Angelique Litzenburger), исполнившей главную роль в этой эпатирующей ленте.
Анжелика всю жизнь проработала кем-то вроде гейши в мужском клубе. Ей около 60, причем авторы сознательно подчеркивают возраст и отсутствие в ее облике какой бы то ни было привлекательности. Есть такой особый тип средиземноморских женщин полупенсионного возраста; их часто можно встретить загорающими топлес, без макияжа, унизанных дешевыми кольцами и покрытых выцветшими татуировками. Так выглядит и героиня Party Girl. Говорит она низким грубым голосом, не выпускает из пальцев сигарету.
Долгожданное счастье является ей в образе бывшего постоянного клиента Мишеля. Будущий супруг, кстати, вполне представительный и симпатичный, хоть и несколько простоватый мужик, заставляет Анжелику бросить непристойное занятие и переехать к нему. Навсегда. Что незамедлительно и происходит на глазах озадаченного зрителя, закручивая не шибко оригинальную интригу вокруг традиционных проблем начала семейной жизни. Некоторая странность такого поворота (тетенька хоть и добрая, но напоминает Бабу Ягу) и вместе с тем обыденность («любви все возрасты покорны») как раз формируют каркас сюжета.
Тут стоит заметить, что проницательная каннская публика вряд ли не заметит тенденцию: второй год подряд программу «Особого взгляда» открывает женское кино сходной тематики. До того был фильм Софии Копполы про тусовщиц-малолеток «Элитное общество», высмеивающий мир голливудского гламура, впрочем, награды не получивший.
Party Girl эту же тему инвертирует: нарочито уродливая бывшая гетера, счастливо выходя замуж, бросает вызов традиционным представлениям о женской красоте и юности как разменной монете в шовинистическом маскулинном обществе. Нынче от этих предрассудков старый мир стремительно освобождается.
Под натиском идей равноправия во всем авторы предъявляют миру характерное феминистское обвинение в эйджизме (от age — возраст), но делают это достаточно тактично. Втягиваясь в разыгрывающуюся на экране историю, зритель должен самостоятельно оценить степень своей закомплексованности. Фильм снят как обыкновенный семейный роман в манере cinema verite и, в отличие от копполовского памфлета, начисто лишен обличительного пафоса и морализаторства.
Несмотря на то что выдающейся эту ленту не назовешь, событием Каннского фестиваля она стала уже по факту оказанной чести открывать программу, победителю которой вручают «Золотую камеру». Это говорит о многом.