Депутаты Госдумы планируют в ближайшее время рассмотреть во втором чтении законопроект, запрещающий продавать алкоголь в больших пластиковых бутылках — баклажках. Законодатели уверены, что эта мера позволит если не оградить население от пива, то значительно сократить объемы его потребления. Впрочем, пивовары считают иначе. По их словам, после введения закона люди перейдут на более крепкие напитки.
Вредный элемент
Основной довод законодателей — непоправимый вред, который наносит здоровью пластиковая упаковка. Глава профильного комитета Госдумы по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, ссылаясь на данные Минздрава и Санэпиднадзора, говорит, что пластик при длительном хранении в нем напитков начинает выделять вредные вещества.
«Там [в пластике] есть элемент, который вредит здоровью», — уверен он.
О вреде пластиковой упаковки заявляет и Роспотребнадзор. В прошлом году в ведомстве, которое тогда еще работало под руководством Геннадия Онищенко, пришли к выводу, что упаковка из полимерных материалов выделяет химические элементы, влияющие на нервную систему.
Оппоненты парламентариев, опять же, как ни странно, ссылаясь на данные Минздрава и Санэпиднадзора, утверждают обратное. По словам вице-президента по корпоративным отношениям компании «Балтика» Алексея Кедрина, у всех производителей пластиковой тары есть сертификаты на продукцию. Кроме того, в Европе и Америке был проведен ряд исследований, которые доказали, что пластик инертен.
Еще один аргумент авторов инициативы — это невысокая цена пива в больших пластиковых бутылках, из-за которой оно становится очень привлекательным для подростков. По словам депутата Руденского, напитки в большой упаковке в конечном итоге обходятся покупателю дешевле. Поэтому молодежь, которая видит, что, например, приобрести два литра выгоднее, чем пол-литра, покупает как раз «баклажки».
Парламентарий отмечает, что законопроект отчасти решает и проблему культуры пития. «Какая культура потребления из полуторалитровой, двухлитровой бутылки пива? Тут вообще никакой культуры. Одна дешевизна товара», — констатирует Руденский.
Пей до дна!
У главного нарколога России Евгения Брюна свои аргументы в пользу запрета. Он убежден, что большая тара способствует активному употреблению алкоголя. «Это психология. Человек не может не допить то, что осталось в открытой бутылке. Вынужденно покупаемый большой объем (потому что дешевле) вынужденно будет выпит», — объясняет он.
Авторы поправок предлагают с 1 января 2015 года ввести запрет на розничную продажу в пластике объемом более 1,5 литра напитков крепостью выше 6 градусов. Но это будет только начало. Спустя еще полгода — 1 июля 2015-го — планируется ввести запрет на продажу алкоголя крепостью выше 5 градусов в пластиковой таре объемом более 1 литра. Еще через полгода алкоголь крепче 4 градусов и вовсе запретят разливать в пластик.
По словам авторов законопроекта, вводить ограничения необходимо еще из-за того, что потребление алкоголя за последние три-четыре года заметно возросло. И основной рост, по их данным, пришелся как раз на пиво.
Однако пивовары с этими цифрами не согласны. По их мнению, если количество потребляемого алкоголя в России и выросло, то никак не за счет пива, производство которого, по отчетам производителей, упало на 24 процента. Директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании «САН ИнБев» Андрей Ерин говорит, что по потреблению пива Россия занимает 19-е место в мире, а по потреблению водки — второе. Поэтому принятие законопроекта никак не согласуется с правительственной концепцией — 2020 по деалкоголизации населения: одним из пунктов этого документа является переключение потребителя с крепкого алкоголя на слабый.
Пока не ясно, как скажутся эти ужесточения на потреблении пива. Ведь даже если поправки вступят в силу, то пиво все равно можно будет купить в таре объемом один литр. Просто она будет не пластиковой, а алюминиевой. К тому же не исключено, что после принятия поправок россияне перейдут на более крепкие напитки. Во всяком случае, об этом говорят пивовары. Так, директор по корпоративным отношениям компании «Объединенные пивоварни Хейнекен» Кирилл Болматов настаивает, что водка куда дешевле пива.
«Объем обычной бутылки водки — 0,5 литра. В ней содержится 200 миллилитров чистого спирта. В полуторалитровой бутылке пива содержится 75 миллилитров спирта. Полторашка пива стоит в магазине в пределах 100 рублей. Пол-литровая бутылка водки в магазине стоит — естественно, мы берем для расчета дешевый продукт — 200 рублей. Соответственно, один миллилитр спирта в бутылке водки стоит один рубль, а один миллилитр спирта в полторашке пива стоит рубль тридцать. То есть где доступность — понятно», — считает Болматов.
Искусство потребления
По словам главного нарколога, нужно не столько ограничивать производство, сколько воспитывать в людях искусство потребления.
«Надо учить пить. У нас есть инструкции о том, как пользоваться микроволновкой, о том, что кошек в них не надо сушить. Но нигде вы не прочитаете, как пить вино, пиво, чем закусывать, в какое время пить, в каком настроении и когда», — говорит Евгений Брюн, добавив, что в России нужно принимать законы о культурном алкогольном просвещении: делать телепередачи, раздавать в магазинах инструкции по правильному приему алкоголя.
По словам Брюна, антиалкогольные законы в стране принимаются несистемно и не совсем те, что нужно. Но при этом он считает, что даже то, что делается, идет на пользу.
«Государство занимается ограничением рынка алкогольной продукции. Мы знаем, что ограничена продажа в ларьках, ограничена продажа алкоголя по времени. И вот сейчас возникает обсуждение снижения объемов продаж. Я думаю, что данный законопроект в ряду этой госполитики. Думаю, что свою лепту он тоже внесет», — заявил он.