В четвертый раз в Москве пройдет молодежная биеннале современного искусства. Международная выставка откроется сразу на нескольких столичных музейных площадках. Основной проект расположится в Музее Москвы, стратегические — в Государственном центре современного искусства и в Московском музее современного искусства. Тема биеннале, «Время мечтать», отсылает к знаменитой речи Мартина Лютера Кинга — таков выбор куратора Дэвид Эллиотта. «Ленте.ру» Эллиотт рассказал, стоит ли делить искусство по возрастному, половому или территориальному признаку.
«Лента.ру» Что это такое, «молодое искусство»?
Дэвид Эллиотт: В нашем случае все просто — это художник моложе 35 лет. Когда мне предложили этот проект, я подумал, что это хороший шанс увидеть работы художников этой возрастной группы. С кураторской точки зрения — очень здорово.
Сейчас развивается какой-то культ молодых художников, взять хотя бы Young British Artists («Молодые британские художники»). А я думаю, быть молодым — не всегда положительная характеристика, впрочем, как и быть старым. Возраст вообще никакого значения не имеет. Это просто описание. Если мы хотим как-то поставить рамки, обозначить границы выставки, то пусть будет «до 35 лет», ничего особенного в этом не вижу.
Вообще, это хорошо — делить искусство по возрасту или другим характеристикам самих авторов?
Да, делить искусство по возрастному или половому признаку, или по территориальному — это странно, согласен. Российское, британское, украинское искусство… Это описательные слова, которые иногда несут смысл, а иногда нет. Мне кажется, у вас национальная история берет начало от советских фестивалей, где каждый представлял свою республику. В каком-то смысле это очень мило.
Как вы выбрали тему «Время мечтать»?
Многие обсуждают тему биеннале и это слово «мечтать». Как будто речь идет о воображаемых молодых художниках. На самом деле я задумался, какая тема будет интересна молодым художникам. И понял, что мечты — то, что надо. Мечты — это мир, где ты никогда не чувствуешь себя виноватым и где нет никакой ответственности.
Но у молодого русского искусства не очень простая жизнь.
У всех есть проблемы. Искусство делать непросто.
Но главная проблема — с образованием.
Все здесь поднимают вопрос образования. Но ведь нельзя научить человека быть хорошим художником. Можно только оттачивать мастерство, работать, смотреть по сторонам, разговаривать с другими людьми, прислушиваться к критике — вот что учит художника. Только трудом вы сможете развить ваше искусство.
К тому же, мне кажется, школы здесь не такие уж и плохие: школа Родченко выглядит живо, выпускники МГАХИ им. Сурикова не кажутся выпускниками скучной художественной школы.
Образование в сфере искусства — это везде проблема. Сам город — тоже важная часть этого образования. Почему все стремятся учиться в Лондоне? Необязательно ведь из-за фантастического образования, кажется мне, а из-за того, чтобы жить в Лондоне.
Вы делали первую киевскую биеннале в 2012 году и хорошо изучили украинскую арт-сцену. Теперь вы познакомились с российской. Вы видите разницу между ними?
Могу сказать, что украинцы видят огромную разницу. Но это новая страна, это их самоидентификация, и они имеют на это право. Хоть это не меняет истории: Малевич, Булгаков, Гоголь — украинцы. У вас с Украиной гораздо больше общего, чем различий, что тут скрывать.
Вы объездили половину России, отбирая работы для биеннале.
Я был в пяти или шести городах, ходил по студиям художников, смотрел на производство работ. Был очень насыщенный период. Встречались художники, которые нравились сразу, а насчет других я не был так уверен. В любом случае, для нас всех это был взаимовыгодный обмен впечатлениями. Особенно было интересно увидеть искусство за пределами Москвы и Петербурга. Я был в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Краснодаре, до Воронежа не доехал, но получил весь материал оттуда.
Но в биеннале участвуют художники не только из России, как вы понимаете, но и из многих других стран мира. Например, я был в Китае и видел там много новых работ, которые в итоге будут участвовать в выставке. Также я спрашивал своих друзей и коллег, есть ли у них интересные рекомендации. И взял некоторых из их протеже.
Велика ли разница между русскими и зарубежными молодыми художниками?
Не сказал бы. Может быть, немного. Особенно за пределами двух культурных столиц. Много живописи, иногда старомодной. Хотя я уверен, что видел только вершину айсберга современного искусства в России. Там еще много всего интересного.
Назовите, пожалуйста, главную тенденцию русского молодого искусства.
Стало гораздо больше художниц. Они очень активные, но пока все еще в меньшинстве. Как и во многих сферах, искусство — это «мужской клуб». Так было в 80-е и 90-е. Сейчас стали появляться женщины-художники. Это здорово. Непредсказуемо. Заняло три поколения, но это все же случилось.