Сначала власти приравняли пиво к другим алкогольным напиткам, затем запретили продавать его по ночам. В ближайшее время планируется рассмотреть законопроект о поэтапном введении ограничений на продажу алкоголя в пластиковых бутылках. Кроме того, активно обсуждается вопрос о полном запрете на употребление содержащих алкоголь напитков в самолетах, а также об ограничении их продажи в магазинах в выходные дни. Звучат предложения и об изъятии из магазинов детского шампанского, дабы не приучать детей к бутылке с малых лет. О том, насколько эффективны эти меры и что нужно сделать, чтобы люди меньше пили, «Ленте.ру» рассказал главный нарколог России Евгений Брюн.
Как следует бороться с алкоголизмом россиян?
Брюн: Все помнят скандинавский опыт. Скандинавские страны в начале прошлого века вымирали от алкоголизма. И они приняли решения по сокращению рынка алкогольной продукции. И добились значительного оздоровления своего населения. У них есть всего четыре принципа профилактики. Это ограничение по месту продажи — весь алкоголь должен быть сосредоточен или в общепите, или в спецмагазинах. Второй принцип — сокращение продажи по времени. В некоторых странах и в некоторых штатах США по субботам и воскресеньям купить пиво можно только в ресторанах и барах. Третий принцип — ограничение по возрасту. В Америке, например, это 21 год, в Индии — 26. Четвертый — ограничение по цене. Цена должна расти. Крепкие напитки в той же Скандинавии стоят от 20 долларов.
Это инициативы на перспективу, а как же быть с нынешним уровнем алкоголизации в стране?
Надо понимать психологию россиянина. Ему хочется чуда здесь и сейчас, а ждать он не может. У нас закладывать какую-то основу, которая сработает через 20 лет, никто не хочет. Все хотят успеха немедленно. Кстати, наши больные алкоголизмом точно такие же. Они говорят: «Вот он я, лечите меня быстро». Законы, которые мы принимаем, будут работать не на нас с вами, а на следующее поколение, которое привыкнет к тому, что правила игры те, в которых они родились. Кроме того, должен быть баланс снижения рынка и снижения спроса. А спросом никто не занимается.
Что нужно делать для снижения спроса?
Ну, у нас, допустим, работодатели и профсоюзы абсолютно выключены из профилактики алкоголизма. Часто бывают корпоративные пьянки по пятницам, где спаивают своих сотрудников. В трудовых коллективах до 20 процентов алкоголиков среди мужского населения. И никто ими не занимается, и нас туда не допускают.
Потом, надо учить пить. Поэтому мы и говорим о том, что все должно быть сосредоточено в крупных сетевых магазинах алкогольных, где будет эта инструкция.
Инструкция по употреблению?
Надо мной уже смеялись по этому поводу. Но это правда. Везде есть инструкции. По использованию бытовой техники, по эвакуации и так далее. Но нигде вы не прочитаете, как пить вино или пиво, чем закусывать.
Фото: Андрей Махонин / «Коммерсантъ»
Нам пока не хватает просвещенческих информационных рубрик на телевидении, чтобы мы учили родителей правильно воспитывать детей и снижать риски по алкоголизации.
В каком виде это должно быть? Просветительский «Малахов плюс» у нас уже есть. Как-то не работает.
Нет, ну это ужас же. Они могут говорить о том, что пить вредно, но это, кроме хохмы, ничего не вызывает у населения. Я так подозреваю, что это должна быть программа на канале «Культура» или на образовательном канале, может быть на ОТР. Должна быть рубрика, где мы бы просто в развлекательной форме учили, что такое факторы риска по зависимому поведению, генетические, социологические, как это все снижать и как получать удовольствие не химическим путем. Это должно быть такой приманкой развлекательной.
Сейчас широко обсуждается запрет на продажу алкоголя по выходным.
Меня он вообще не касается, потому что я пью крайне мало. Но к этому запрету я нормально отношусь. Ничего страшного в нем нет. У нас есть культурные учреждения, рестораны, бары. Они будут лучше наполняться.
Как вы относитесь к введению запрета на продажу алкоголя в пластике?
Государство в течение последних лет занимается ограничением рынка алкогольной продукции. Мы знаем, что ограничена продажа в ларьках, ограничена продажа по времени. С 1 января 2013 года пиво внесено в разряд алкогольной продукции, за что мы давно боролись. Сейчас вот идет разговор о том, чтобы повысить возрастной ценз продажи алкогольной продукции до 21 года. Сейчас возникает обсуждение снижения объемов продаж. Я думаю, что эта тема важна. Я не специалист по таре, но могу сказать, что пластик, психологически даже, он всегда в сознании менее предпочтителен, чем стекло.
Авторы законопроекта утверждают, что данное ограничение в первую очередь предназначено для подростков. Но ведь у нас и так запрещено продавать алкоголь несовершеннолетним?
Это неудивительно. Задача бизнеса — продать как можно больше. И старикам, и взрослым, и детям. И, по возможности, даже в детском саду. Все зависит от продавца. Продавцы продают несовершеннолетним. Тут не виноваты производители пива и водки. Это для продавцов нет вообще ничего святого.
Законопроект ограничивает только определенный сегмент алкогольного рынка. Вам не кажется, что вырастет потребление других напитков?
Да, он ограничивает только один сегмент. Но вчера ограничили водку и коньяк, а сегодня пиво. Завтра возьмутся за энергетические алкогольные напитки. Когда я учился в институте, пива не было практически в стране, поэтому пили бормотуху. Сейчас пьют пиво чаще, чем вина и красители под видом вина. Но по водке ведь тоже было сделано ограничение некоторое время назад, когда жестко запретили ее продажу в вечернее и ночное время. Впрочем, я не скажу, что я полностью доволен тем, как принимаются антиалкогольные законы.
Почему же?
У нас законы рваные. Там дырку каким-то законом заткнули, здесь дырку каким-то законом заткнули, а системности в этом нет. Потом, на мой взгляд, они принимаются слишком быстро. Полгода — и какое-то нововведение. Вообще, логика снижения рынка алкогольной продукции такова, что это должен быть медленный процесс. Ввели законодательную базу — и народ должен привыкнуть к этой норме.