Очередная катастрофа в московском метро пополнила печальный список происшествий, ведущийся уже 35 лет. Сошедший с рельсов поезд, по предварительным данным, унес жизни более 15 человек. Всего же пострадали от 200 до 400 пассажиров. По основной версии, сход с путей произошел в результате резкой остановки поезда, к которой привело падение напряжения контактного рельса.
Аварии и катастрофы
Первое общеизвестное чрезвычайное происшествие в московском метро произошло более 35 лет назад — 15 апреля 1979 года — на перегоне «Автозаводская» — «Коломенская». Перед выходом на метромост состав задел редуктором конструкции пути, в результате чего несколько вагонов сорвало с тележек и они упали на путь. Обошлось без жертв.
Спустя три года, 12 июня 1981-го, произошел пожар в поезде на перегоне «Третьяковская» — «Октябрьская». Сгорели четыре вагона, жертв, по одним данным, не было, по другим — погибли семь человек.
Февраль 1982 года: на станции «Авиамоторная» из-за поломки эскалатора, работавшего на спуск, лестничное полотно неожиданно ускорилось и за несколько секунд развило скорость, в 2,5 раза выше нормативной. За считаные секунды практически все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз, из-за чего образовалась давка. Все произошло за 110 секунд. Итог — 8 погибших и 30 раненых.
Еще один аварийный участок московского метро — перегон «Царицыно» — «Кантемировская». Открытый в 1984 году, он и по сей день находится под постоянной угрозой затопления грунтовыми водами. Для его гидроизоляции использовались различные способы — от заморозки грунта до обработки конструкций тоннеля акриловой и полиуретановой изоляцией. В настоящее время на перегоне регулярно происходят откачка воды и нагнетание в грунты связывающих растворов.
Следующий инцидент случился в 1987 году. Вечером 20 апреля из-за короткого замыкания в электросхеме вагона произошло возгорание, в результате которого сильно обгорели несколько хвостовых вагонов. Пожар на «Павелецкой» послужил внедрению в поездах московского метро автоматической системы пожаротушения «Игла».
90-е годы запомнились целой серией аварийных ситуаций. Март 1994-го: всего за 12 часов на Серпуховско-Тимирязевской линии происходит сразу три столкновения поездов. Обошлось без смертей, однако несколько пассажиров и один машинист серьезно пострадали.
В 1996 году машинист заснул в движущемся поезде, в результате чего состав пробил стену депо «Владыкино» и первый вагон выкатился на улицу. Первоначально машиниста пытались обвинить, что он был пьян, однако выяснилось, что график работы просто не позволял ему нормально высыпаться.
В 2005 году Московский метрополитен пережил самый масштабный сбой в работе. Знаменитое «веерное» отключение электричества привело к тому, что больше 50 станций московского метро 25 мая прекратили свою работу, а движение частично прекратилось сразу на трех линиях метрополитена — Замоскворецкой, Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской. На Люблинской линии движение прекратилось полностью, а пассажиров 27 поездов пришлось эвакуировать из тоннелей.
19 марта 2006 года: состав, двигавшийся от станции «Войковская» до «Сокола», врезался в бетонную сваю, провалившуюся в тоннель непосредственно перед движущимся поездом. Несмотря на то что машинист совершил экстренное торможение, головной вагон бы сильно поврежден. Свая разрушила его крышу, а несколько передних вагонов приняли на себя удар бетонной облицовки тоннеля и еще двух свай. По счастливой случайности никто не пострадал — инцидент произошел в воскресенье днем, когда вагоны были практически пусты.
Теракты
Теракты занимают отдельную главу в истории аварий и катастроф московского метро. Первый из них произошел 8 января 1977 года. Самодельное взрывное устройство было подорвано в вагоне на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Погибли 7 человек и 37 пострадали.
90-е годы в истории московского метро также отметились крупными терактами. 11 июня 1996 года в поезде, который следовал от станции «Тульская» в сторону «Нагатинской», взорвалась самодельная бомба, в результате 4 человека погибли на месте, еще 14 получили ранения разной степени тяжести. Позже было установлено, что мощность взрывного устройства составляла около одного килограмма в тротиловом эквиваленте.
В 2004 году произошел самый кровавый теракт за всю историю московской подземки. Ранним утром 6 февраля в поезде на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» террорист-смертник подорвал самодельное взрывное устройство мощностью четыре килограмма тротила. Погиб 41 пассажир и 250 были ранены.
29 марта 2010 года произошла еще одна серия крупных терактов. С интервалом 45 минут прогремели два взрыва в метро — на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» совершили самоподрыв террористки-смертницы. Погиб 41 пассажир, 88 ранены. По сведениям из источников в российских спецслужбах, в тот день должен был произойти и еще один подрыв смертницы на станции «Октябрьская», однако она была задержана сотрудниками контртеррористических подразделений ФСБ России.