Катастрофа малайзийского B-777 выполнявшего рейс Амстердам — Куала-Лумпур и упавшего близ Донецка при невыясненных обстоятельствах напоминает историю 13-летней давности, когда 4 октября 2001 года над Черным морем пропал Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс 1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Расследование происшествия установило, что лайнер был непреднамеренно сбит силами ПВО Украины.
Тогда
Российский лайнер, покинувший аэропорт Бен-Гурион в 8:00 UTC, в 9:45UTC пропал с экранов радаров. Самолёт в это время находился на высоте 11 километров, примерно в 200 километрах юго-западнее города Сочи. В это же время экипажем находящегося в том же районе самолёта Ан-24 Армянских авиалиний было доложено о зафиксированной вспышке над ним.
Версия о том, что самолет мог быть сбит силами ПВО Украины появилась практически сразу: уже через несколько часов после падения лайнера американские эксперты сопоставили его исчезновение с проводившимися в тот день в акватории Черного моря учениями сил ПВО Украины. В масштабной проверке принимали участие ЗРК С-125, С-200, С-300, «Куб» и «Бук», а также корабли ВМС Украины и российского Черноморского флота.
Уже 6 октября появились сообщения о том, что на месте катастрофы найдены обломки со следами внешних повреждений. Было сообщено также о том, что бортовые самописцы зафиксировали крик пилота. 9 октября 2001 года комиссия МАК заявила, что анализ пробоин показывает возможность поражения самолета зенитной ракетой комплекса С-200.
11 октября секретарь Совбеза РФ Владимир Рушайло обнародовал вывод технической комиссии, расследовавшей причины катастрофы самолёта Ту-154: «множественные повреждения в виде схожих пробоин говорят о поражении российского самолета извне».
Уже на следующий день украинская сторона признала свою причастность к трагедии. Впоследствии было установлено, что Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель. В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей, оператор С-200 не произвел определения дальности до цели и «подсвечивал» Ту-154 (находившийся на дальности 250—300 км) вместо малозаметной учебной цели (запущенной с дальности 60 км), что стало непосредственной причиной трагедии.
Предпосылкой же к происшествию стало недостаточное внимание украинской стороны к закрытию зоны стрельб, особенно с использованием дальнобойных ЗРК, а также низкая квалификация операторов комплекса.
Сейчас
Картину произошедшего с рейсом MH017 17 июля 2014 года еще предстоит устанавливать в ходе расследования, однако некоторые общие черты очевидны уже сейчас. Во-первых, украинская сторона до момента катастрофы не закрывала воздушное пространство для пролетов дальнемагистральных лайнеров, ограничивая полеты гражданской авиации лишь на высотах ниже 7800 метров в районе боевых действий.
Во-вторых, проблема недостатка квалификации украинских сил ПВО за прошедшие 13 лет лишь возросла, и возможность инцидента в условиях вооруженного конфликта весьма высока. С этим соглашаются и некоторые западные эксперты, например, Чарльз Хейман, заявивший, что самолет мог быть сбит силами ПВО Украины.
Определенную загадку представляет собой и маршрут рейса MH017 17 июля: по данным сайта flightaware.com, он пересекал территорию Украины заметно восточнее обычного направления полета, что вывело его прямо в воздушное пространство над территорией конфликта.
Дополнительные вопросы появляются в связи с прочтением твиттера испанского авиадиспетчера, работающего в аэропорту Борисполь. По его утверждению, малайзийский борт сопровождали два истребителя ВВС Украины.
Техническая возможность сбить лайнер в данном районе есть у двух стран — Украины и России. Теоретически, с земли стрельбой по «Боингу» могли бы отметиться и ополченцы ДНР, однако имеющиеся у них, по их собственным заявлениям, ЗРК «Бук», на счету которых — удачное поражение Ан-26 на высоте около 6500 метров 14 июля, не могут без внешнего целеуказания сбивать цели на высотах более 10 тысяч метров, на которой летел пассажирский «Боинг». Остаются только две версии: либо самолет был сбит с земли дальнобойным зенитно-ракетным комплексом, либо истребителем с помощью ракеты класса «воздух-воздух» или пушки.
Наконец, остается вероятной и версия катастрофы лайнера, не связанной с боевыми действиями. Самолеты иногда падают и «просто так», но падение лайнера именно в этом месте и в это время делает общую картину полностью апокалиптичной.
***
«Черные ящики» погибшего лайнера обнаружены ополченцами ДНР. Воздушное пространство Украины и большей части остальной территории бывшего СССР является «вотчиной» Межгосударственного авиационного комитета, и следовательно, центром расследования становится Москва. Это предоставляет нашей стране все шансы исключить фальсификацию результатов, которая могла бы быть предпринята с целью возложить на Россию ответственность за трагедию, но одновременно и повышает вероятность обвинений в попытке организовать такую фальсификацию уже против Украины.
Специалистам МАК и российскому руководству предстоит, наверное, самая сложная задача с 1 сентября 1983 года, когда ПВО СССР сбили южнокорейский «Боинг» над Сахалином. При этом ставка по итогам может оказаться запредельно высокой.