«Буки» и самолеты Военное ведомство России обнародовало свою позицию по гибели малайзийского «Боинга»

Брифинг Минобороны РФ в связи с катастрофой «Боинга-777» в Донецкой области 21 июля 2014 года

Брифинг Минобороны РФ в связи с катастрофой «Боинга-777» в Донецкой области 21 июля 2014 года . Фото: Вадим Савицкий / РИА Новости

В ситуационном центре Минобороны России прошел брифинг, посвященный инциденту с уничтожением самолета «Боинг-777» Malaysia Airlines 17 июля 2014 года. Брифинг проводил начальник Главного оперативного управления (ГОУ) Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов. В ходе брифинга Минобороны России представило доказательства возможной причастности Украины к гибели пассажирского лайнера, на борту которого находилось почти 300 человек.

Основу российской позиции составляют данные, полученные с помощью разведывательных спутников и радиолокационных станций Минобороны, контролирующих воздушное пространство в зоне конфликта и территорию Восточной Украины.

«Буки»

Ключевым доказательством возможной причастности Вооруженных сил Украины к гибели лайнера стали спутниковые снимки района конфликта, зафиксировавшие расположение и перемещения украинских ЗРК «Бук», а также данные о работе радиолокационных станций 9С18 «Купол» этих комплексов. В совокупности представленные данные дают любопытную картину: в течение трех дней, предшествовавших катастрофе, отмечалось непрерывное нарастание интенсивности работы радаров. 15 июля зафиксирована работа семи станций 9С18, 16 июля — восьми, а в день гибели лайнера, 17 июля, — девяти «Куполов». В этот же день отмечены перемещения пусковых установок. На следующий день (18 июля) интенсивность резко снизилась, и начиная с этого времени ежедневно отмечается работа не более 2-3 станций данного типа.

Спутниковые снимки позволили зафиксировать точное расположение «Буков» в районе конфликта: к северо-западу от Луганска и близ Донецка. Затем, 17 июля, было зафиксировано исчезновение части установок, ранее размещавшихся на позиции близ Донецка, и появление батареи «Буков» в районе поселка Зарощинское — в 50 километрах к востоку от Донецка и восьми километрах к югу от Шахтерска. С этой позиции «Бук» мог поразить лайнер в точке начала его падения над городом Торез. При этом на следующий день батарея с данной позиции уже исчезла. Особо стоит отметить факт, что этот район вплотную прилегает к позициям ополченцев (Шахтерск контролируется силами Донецкой народной республики (ДНР), и появление там батареи «Бука» было серьезным риском, который должен иметь какое-то объяснение.

На этот момент обратил внимание и проводивший брифинг начальник ГОУ Генштаба. «Возникает вопрос, почему батарея оказалась в этом районе вблизи территории, контролируемой ополченцами, непосредственно перед трагедией? Съемки этого района, произведенные 18 июля, показали, что батарея оставила занимаемую ранее позицию», — отметил генерал Картаполов.

Самолеты

Как было заявлено в ходе брифинга, российские радары в момент катастрофы фиксировали наличие поблизости от точки уничтожения «Боинга» двух самолетов. Первым был, скорее всего, штурмовик Су-25, обнаруженный поблизости от точки начала падения лайнера в 17:19. Расстояние между ним и сбитым «Боингом» составляло 3-5 километров, что вполне по силам для ракет класса «воздух-воздух» типа Р-60, которыми могут быть вооружены штурмовики этого типа.

Кроме того, в момент разрушения «Боинга», в 17:21, в той же отметке наблюдался еще один летательный аппарат, предположительно, боевой самолет, который в течение четырех минут наблюдался радиолокационными постами Усть-Донецка и Бутурино с территории России. Ранее этот самолет не могли обнаружить из-за малой высоты полета: дежурные средства контроля воздушного пространства в данном регионе контролируют воздушное пространство начиная с высот 5000 метров и более. В свою очередь, присутствовавший на брифинге начальник Главного штаба ВВС генерал-лейтенант Игорь Макушев напомнил, что «ранее украинские официальные лица сообщали, что в тот день украинских военных самолетов в районе авиапроисшествия не было».

Так на ком же шапка горит?

Отдельным поводом для разбора стали предъявляемые украинскими СМИ в качестве доказательств российской причастности к гибели «Боинга» кадры видеосъемки, на которых якобы перевозят установку «Бук» обратно с Украины в Россию. На видео утверждается, что установки были засняты во время пересечения российско-украинской границы.

«Это явная подтасовка материалов. Снимки осуществлялись в городе Красноармейске, что подтверждается находящимся рядом с дорогой баннером, на котором указан адрес автосалона на улице Днепропетровская, дом 34», — сказал Картаполов, комментируя это видео. Начальник ГОУ добавил, что Красноармейск с 11 мая находится под контролем украинской армии.

Независимо от того, к какой версии причины гибели самолета придет комиссия по расследованию катастрофы, можно отметить, что сама по себе попытка подобного ложного обвинения говорит скорее о стремлении истинного виновника замести следы преступления, нежели о чем-либо еще.

Особое внимание российские военные обратили на возможное наличие информации о произошедшем у США, обладающих мощной спутниковой группировкой. По утверждению Андрея Картаполова, в момент катастрофы над районом гибели лайнера проходил американский разведывательный спутник, предназначенный для обнаружения и отслеживания ракетных пусков. Оставляя в стороне версии о прямом знании США о причинах гибели лайнера, можно достаточно уверенно предполагать, что они обладают не меньшим, чем российское военное ведомство, набором визуальной информации и данных радиотехнической разведки о происходившем в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года.

Версии

Суммируя версии, которые могут вытекать из сказанного начальником Главного оперативного управления Генштаба, можно говорить о следующих вероятностях:

1. Случайное уничтожение самолета силами ПВО Украины. В этом варианте гибель лайнера могла быть вызвана неверным распознаванием цели — радары украинского ЗРК в сочетании, например, с отказавшей системой госопознавания, приняли свой Су-25 за вражеский боевой самолет — не важно, российский или пресловутый штурмовик луганских ополченцев. Произошедшая вслед за этим ошибка в селекции целей могла привести к тому, что мишенью оказался «Боинг-777» Malaysia Airlines.

2. Намеренное уничтожение. В этом случае малайзийский самолет с большим количеством граждан стран НАТО и других союзников США на борту был сознательно выбран как мишень, с заранее обдуманным намерением переложить вину на ополчение. Смысл данной операции может заключаться в отвлечении внимания украинского общества от тяжелых потерь, которые ВС Украины несли в предыдущие дни в наземных боях, и предотвращении неминуемого политического кризиса. Боевые самолеты вблизи места гибели лайнера в этом случае, скорее всего, выполняли задачу контролеров с возможным приказом на добивание цели.

Обвинения в адрес ополчения, подкрепленные информацией о наличии у подразделений ДНР некоторых элементов ЗРК «Бук», в свою очередь могли спровоцировать вмешательство в конфликт НАТО или как минимум расширение поддержки Украины со стороны альянса. Политическое поле для поддержки Новороссии со стороны РФ резко сужалось. При этом очевидно возникшая растерянность ополчения позволила украинским силам добиться в последовавшие после катастрофы три дня заметных успехов.

***

Насколько верна российская интерпретация событий 17 июля 2014 года и вытекающие из нее версии — должно, в идеале, показать расследование катастрофы. Однако кое-что очевидно уже сейчас: у противоположной стороны пока что нет ничего, похожего на доказательства. Российским спутниковым снимкам и данным радиотехнической разведки противопоставляются невнятные куски видео и скриншоты из социальных сетей. Для беспристрастного суда эти доказательства явно неравноценны.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше