Спустя неделю после аварии в столичном метро московские власти приняли первое кадровое решение. Открывая сегодня заседание столичного правительства, мэр Сергей Собянин заявил о смене руководителя столичного метрополитена. По словам градоначальника, то, что произошло на Арбатско-Покровской линии 15 июля, перечеркнуло огромную работу, которая проводилась в метро в последние годы. Новый начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов в первую очередь намерен разобраться с причинами крушения поезда и вернуть москвичам доверие к метро.
Сегодняшнее заседание в мэрии началось с того, что Сергей Собянин рассказал, как много сделано в московском метро за последние годы. Он заявил, что проведена большая работа по обновлению подвижного состава, повышена зарплата сотрудникам, снижено количество технических сбоев в метро. Однако авария на Арбатско-Покровской линии, унесшая жизни 23 человек, по словам Собянина, все перечеркнула. В связи с этим, заявил мэр, руководитель столичного метрополитена Иван Беседин, занимавший данный пост с 2011 года, освобождается от должности. На его место назначен Дмитрий Пегов, ранее возглавлявший Дирекцию скоростного сообщения РЖД.
Отставка Беседина не стала неожиданностью. О том, что по результатам расследования причин катастрофы будут приняты кадровые решения, Сергей Собянин заявил еще 18 июля. Причем мэр не собирался ждать окончания расследования. По словам градоначальника, выявлен ряд нарушений технологии и дисциплины внутри метрополитена и кадровые выводы будут сделаны в ближайшее время, еще до того, как следствие предъявит обвинение конкретным виновникам.
Вскоре после заявления Собянина на официальном сайте столичной подземки появилось сообщение, в котором говорится, что решение об отставке Беседин принял самостоятельно, «глубоко переживая трагедию, происшедшую на Арбатско-Покровской линии». «Мной было принято решение об отставке. Лично осознавая свою ответственность за происшедшее несчастье, считаю правильным оставить пост руководителя Московского метрополитена», — приводятся в сообщении слова Беседина.
Иван Беседин стал первым, но, возможно, не последним из управленцев московского метро, кто лишился своего поста из-за недавней аварии. На должности главы столичного метрополитена он сменил Дмитрия Гаева, подавшего в отставку 7 февраля 2011 года. При Беседине была принята новая городская программа по строительству метро до 2020 года, в соответствии с которой в городе планируется открыть 79 новых станций. В период руководства Беседина также произошел заметный рост финансирования. В 2012 году бюджет «Метростроя» составил 100 миллиардов рублей, в 2013-м — 140 миллиардов рублей. Также выросло текущее финансирование, направленное на техническое переоснащение и обновление поездного парка. Насколько рационально и эффективно метрополитен расходовал эти средства, определит финансовая проверка, которая началась на предприятии вскоре после аварии, параллельно с внутренним расследованием.
Если в ходе проверок будут выявлены нарушения, то устранять их придется уже новому начальнику. 41-летний Дмитрий Пегов, как и его предшественник, пришел в метро из РЖД. С февраля 2010 года он занимал должность генерального директора Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД». Сразу после назначения новый начальник пообещал прежде всего разобраться в причинах аварии на Арбатско-Покровской линии и вернуть москвичам доверие к метрополитену. «Горожане должны понимать, что этот вид транспорта безопасный, надежный, пунктуальный, — сказал он. — Однако первоочередные задачи — это кардинальная проверка инфраструктуры. Надо обойти все станции, выявить узкие места, которые влияют на движение, чтобы такая трагедия в дальнейшем не повторилась». Пегов также пообещал, что продолжит программы, которые были начаты на метрополитене его предшественником, но, скорее всего, внесет в них что-то новое.
Политические партии по-разному отреагировали на кадровое решение мэра. В комитете Госдумы по транспорту отставку Беседина считают поспешной. «Виноватых-то мы найдем, а вот сумеем ли выяснить все причины того, что произошло, чтобы дальше этого не случалось, — я в этом сомневаюсь, — заявил первый зампред комитета, единоросс Виталий Ефимов. — Я бы не стал принимать таких решений, от этого пострадает только метрополитен, хотя общественное мнение, может быть, будет удовлетворено». Его коллега по транспортному комитету из «Справедливой России» Михаил Брячак тоже считает отставку Беседина необоснованной. «Это нужно было бы еще раз продумать, а найти крайнего — в традициях некоторых руководителей, — сказал Брячак. — Есть задачи, которые ставятся политическим руководством, — о расширении сети, об открытии новых станций, — и не всегда они обеспечены соответствующими ресурсами, и иногда приходится пренебрегать теми ресурсами, которые направлены на вопросы, связанные со своевременными техническими и регламентными работами».
В КПРФ между тем заявляют, что экс-глава столичного метрополитена должен нести полную ответственность за случившееся. По словам зампреда ЦК КПРФ Валерия Рашкина, Беседину надо к тому же запретить занимать руководящие должности. «Иначе, как у нас это обычно бывает, его просто тихонько переместят куда-нибудь в РЖД, например в Дирекцию скоростного сообщения, на место Дмитрия Пегова, который стал новым начальником подземки», — полагает Рашкин.
В столичных больницах, по данным на 22 июля, в крайне тяжелом состоянии остаются четверо пострадавших в аварии в столичном метро. Как сообщил сегодня на заседании правительства Москвы глава департамента здравоохранения столицы Георгий Голухов, «за жизнь этих людей идет настоящая борьба». Десять человек, по его словам, в тяжелом состоянии. За жизнь еще 107 пострадавших, остающихся в больницах, медики не беспокоятся.
Следствие тем временем выясняет, кто должен был непосредственно следить за исправной работой стрелок и путей и какие должностные инструкции при этом нарушены. К настоящему времени задержаны четыре человека. В понедельник, 21 июля, по делу об аварии на Арбатско-Покровской линии Следственный комитет задержал 55-летнего директора по производству субподрядной организации «Спецтехреконструкция» Анатолия Круглова и 31-летнего заместителя начальника дистанции капитального ремонта службы пути Московского метрополитена Алексея Трофимова.
Круглов являлся ответственным за производство работ по врезке стрелочного перевода на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар», однако, по версии следствия, не проконтролировал работы. Трофимов, лично руководивший установкой стрелки, как полагает следствие, допустил, что остряк стрелки был закреплен неправильно. Первые подозреваемые по этому делу задержаны уже на следующий день после аварии. Ими оказались дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов. По версии следствия, подозреваемые допустили халатность во время работ по укладке стрелочного перевода, закрепив его обычной 3-миллиметровой проволокой. Не исключено, что в числе обвиняемых окажутся и обходчики путей, которые проверяли состояние рельсов за несколько часов до аварии и, по мнению следователей, должны были обратить внимание на неправильный крепеж.