Правительство приняло решение продлить мораторий на перечисление пенсионных накоплений граждан в управляющие компании и негосударственные фонды до 1 января 2016 года. Это заявление министра труда Максима Топилина на деле означает только одно — на накопительной пенсионной системе можно поставить крест. Даже несмотря на то, что государство пока решило конфисковать у ныне работающих россиян их сбережения на старость только за 2014 и 2015 годы. А сама система пенсионного обеспечения превращается в финансовую пирамиду, падение которой приведет не только к экономической катастрофе, но и к серьезным социальным и политическим последствиям, прогнозировать которые на порядок сложнее.
Вычесть и поделить
Два факта, на фоне которых и было принято решение о конфискации накопительных пенсий россиян еще и в 2015-м, наводят на весьма серьезные размышления. С одной стороны, оно было принято в ходе совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, темой на котором был бюджет на следующий год. А с другой — это было сделано при категорическом несогласии министров финансового блока и при полном единодушии их коллег из социального. Об этом, во всяком случае, можно судить по заявлениям министра экономического развития Алексея Улюкаева и министра финансов Антона Силуанова. Первый же факт означает, что правительство продолжает рассматривать пенсионные накопления не как средства граждан, а как деньги бюджета. А если суммировать вышеизложенное, получается, решение о заморозке было политическим. И как многие политические решения, оно слабо согласуется с правилами финансовой математики, опровергнуть которые еще не удавалось никому.
Российская пенсионная система сегодня — это тришкин кафтан. Выглядит он следующим образом. За каждого работающего гражданина его работодатели сегодня перечисляют в качестве страховых взносов 22 процента от фонда оплаты труда. 16 процентов из них идут на выплату пенсий нынешним пожилым людям. А 6 процентов до начала этого года перечислялись на индивидуальные накопительные счета трудоспособных россиян младше 1967 года рождения. Из этих средств они, по идее, и должны были бы получать пенсию, когда состарятся. Но сейчас картинка в корне поменялась. Теперь на выплату текущих пенсий уходят все деньги, которые перечисляют в Пенсионный фонд работодатели за своих работников.
«Продление заморозки пенсионных накоплений не связано с дефицитом пенсионной системы, а направлено на усиление ее солидарного характера», — говорит министр труда Максим Топилин. Это так, но лишь отчасти. Как бы ни старались чиновники, дефицит в солидарной пенсионной системе существует, и спрятаться от этого факта за хитроумными бухгалтерскими проводками все равно не удастся. Дефицит — это превышение расходов над доходами. Сегодня он погашается за счет трансферта из федерального бюджета. В прошлом размер последнего составлял 1,33 триллиона рублей. В этом году, по предварительным данным, — 580 миллиардов рублей. Он уменьшился как раз благодаря конфискации пенсионных сбережений работающих. А уж считает ли министр перечисление средств из бюджета в ПФР доходом последнего или нет — это уже дело вкуса. Хотя финансовой природе этих денег такой расчет явно противоречит. ПФР — фонд внебюджетный. Почему же в солидарной пенсионной системе возникает дефицит?
Игра в пирамиду
В нынешнем виде это классическая пирамида. Как известно, таковой считается структура финансовых потоков, при которых доход одним ее участникам выплачивается за счет привлечения денежных средств других. Устойчивой она может быть только в одном случае — если количество новых «пайщиков» постоянно растет. И если в СССР такая система могла существовать (население страны увеличивалось), то в современной России — нет.
Количество жителей страны уменьшается. Согласно умеренному сценарию демографического прогноза Росстата, сделанного им до 2031 года, естественная убыль населения России к 2022 году превысит 456 тысяч человек. К 2030 году естественная убыль населения увеличится до 646 тысяч человек.
Между тем принимаемые сегодня государством меры по стимулированию рождаемости способны дать эффект только в долгосрочный перспективе. Ведь дети, рожденные в 2010-х годах нынешнего века начнут работать только в 2030-х, а те, у кого фактически отнимают сегодня накопления, достигнут пенсионного возраста уже к 2022 году. А значит, ситуация с наполняемостью государственного пенсионного фонда в ближайшие годы будет только ухудшаться.
Сейчас, по данным Росстата, экономически активными являются только 75,2 миллиона человек. Это 52 процента от всего населения страны. Получается, что на пятерых работающих приходится четыре пенсионера. А через 8 лет это соотношение составит 1:1. И то по самому оптимистичному сценарию. Обеспечить в этой ситуации рост пенсий в рамках солидарной системы государство не сможет. Хорошо, если их размер, по крайней мере, не уменьшится. Хотя и сегодня назвать выплачиваемое пожилым людям пособие высоким язык не поворачивается.
Сегодня средний размер трудовой пенсии в России составляет всего 11 тысяч 600 рублей. Таким образом, она замещает утерянную среднестатистическим пенсионером зарплату всего на 37 процентов. К 30-му году, при нынешней демографической ситуации, этот коэффициент упадет до 25 процентов. Хотя социальный блок правительства обещает совсем иное — индексировать пенсии на уровне инфляции ежегодно. Факт заключается в том, что это законодательно зафиксированное обязательство также создает эффект финансовой пирамиды.
С 2008 по 2013 год среднегодовая инфляция составила чуть более 8 процентов. В результате, с учетом возросшего количества пенсионеров и роста зарплат в экономике, расходы ПФР на выплату пенсий увеличились в 2,5 раза. (В дело вступает знаменитая в финансовой математике формула сложных процентов.) Пропорционально увеличивался и дефицит во всей пенсионной системе. И дальше государству все равно придется либо повышать ставку взносов с фондов оплаты труда, либо… пирамида рухнет. Так что ныне работающим россиянам сегодня все равно стоит самостоятельно копить себе на пенсию. Только уже не надеясь на государство.
Чужой карман
Накопительная система, собственно, и создавалась в первые годы президентства Владимира Путина именно как альтернатива солидарной пенсионной пирамиде. Это система, которая позволяет в старости получать такую пенсию, какую заработал в молодости. И не ждать подачек от правительства.
Министры социального блока, правда, говорят о том, что она себя не оправдала. И аргументы у них довольно жесткие. «Зачастую неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат (на стадии выплаты)», — говорит Максим Топилин. Речь идет о том, что доходность пенсионных накоплений ниже инфляции и ниже уровня индексации текущих пенсий. «Лента.ру» решила проверить эту информацию. Результат оказался прямо противоположным. Но сначала придется объяснить еще одно правило финансовой математики.
Говоря о неэффективности негосударственных пенсионных фондов, социальный блок правительства измеряет ее не совсем корректно. С одной стороны, чиновники сравнивают доходность пенсионных накоплений россиян с годовой инфляцией, а не со всем периодом инвестирования. Что противоречит элементарной логике. Ведь речь идет именно о «длинных деньгах», в которых так нуждается сегодня экономика. А с другой, меряют доходность пенсионных накоплений в НПФ, присоединяя к ней финансовый результат государственной управляющей компании, ВЭБа.
Дело в том, что последний управляет средствами пенсионных накоплений, находясь в жестких, установленных государством рамках и вкладывает средства только в консервативные ценные бумаги с более низкой доходностью. При этом на его счетах до начала нынешнего года находилось более половины всех отложенных россиянами себе на старость средств.
Если очистить результаты НПФ от финансового результата государственной управляющей компании, то они получаются иными. За период с 2005 по 2013 год накопления россиян, которыми управляли крупные негосударственные пенсионные фонды, дали им дополнительный доход в 1,2-1,4 раза превышающий инфляцию. И даже опережающий уровень индексации текущих пенсий. Причем из этой цифры уже вычтена комиссия, которую ежегодно получают НПФ за управление деньгами граждан. Остальные компенсировали разницу за счет собственных средств (ИОУД — имущество для осуществления уставной деятельности). Этого от них требует российское законодательство, запрещающее разносить убытки по счетам. При этом следует учесть, что 20 наиболее крупных фондов управляют более чем 70 процентами всех находящихся в негосударственной пенсионной системе накоплений.
По данным исследования, проведенного компанией Pension Actuarial Consulting, за период с 2005 по 2012 год доход по пенсионным счетам (при инфляции за тот же период 105 процентов), например, у НПФ «Благосостояние» составил 110,4 процента, НПФ «Стальфонд» — 170,9 процента, НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» — 105,8 процента, НПФ «Национальный» — 149,9 процента. Список можно продолжать. Впрочем, не стоит думать, что, экспроприируя у граждан их пенсионные накопления, правительство залезает только в их карман. Удар может оказаться нокаутирующим и для всей экономики.
Экономический вампиризм
Если из человеческого тела высасывать кровь быстрее, чем она может регенерироваться, человек умрет. Так же и в экономике: если из нее слишком активно изымать деньги, она начнет падать. Изъятие пенсионных накоплений в этом году уже привело в I квартале к удорожанию стоимости заимствований для российских компаний в среднем на 2 процента. Этот эффект может оказаться даже более болезненным для экономики, чем санкции США и Евросоюза. Теперь при продлении моратория на будущий год может возрасти и стоимость обслуживания и госдолга.
Государство прибегает к заимствованиям для привлечения денег в экономику. Причем занимает государство, не только когда федеральный бюджет испытывает дефицит. Это постоянный процесс финансовой деятельности правительства. В начале года Минфин планировал занять на внутреннем рынке (главным образом, размещая облигации федерального займа — ОФЗ) более 800 миллиардов рублей. В мае было принято решение снизить эту сумму до 435 миллиардов. Но в следующем году объем внутренних заимствований должен резко возрасти — до 1-1,5 триллиона рублей. Именно такую сумму называл глава Минфина Антон Силуанов в июле текущего года. Зато теперь, когда порядка 700 миллиардов рублей пенсионных денег решено просто изъять, совершенно непонятно, где Минфин найдет покупателей на свои бумаги.
Еще в апреле текущего года ведомство выражало обеспокоенность в связи с потерей у инвесторов интереса к гособлигациям. Сообщения о том, что аукцион по размещению ОФЗ не состоялся в связи с отсутствием заявок, стали обычными. А ведь сейчас рассчитывать российской экономике имеет смысл только на внутренние заимствования. Занять на внешнем рынке будет крайне затруднительно из-за санкций.
Таким образом, если правительство думает, что, заморозив пенсионные накопления, оно снизит дефицит федерального бюджета, то оно заблуждается. Напротив, операция по изъятию пенсионных накоплений приведет к удорожанию госдолга, а значит, к необходимости искать другие источники доходов. То есть прибегать к повышению налогов. Со всеми вытекающими последствиями.