Туве Янссон всю жизнь хотела быть «взрослым» художником и писателем. Но одной из самых богатых и знаменитых женщин Финляндии ее сделали придуманные из озорства персонажи, комиксы и книги для детей. Янссон чествуют как национального героя, а доходы от реализации продукции, использующей образы муми-троллей, до сих пор составляют существенную часть государственного бюджета страны.
Туве Янссон родилась 9 августа 1914 года в Хельсинки в семье художников. По материнской линии Туве принадлежала к старинному шведскому роду, из которого вышло множество знаменитостей. Ее мать Сигне Хаммарштен была видным художником-иллюстратором, а отец, финн по происхождению, Виктор Янссон — известным скульптором. Влияние семьи на будущую писательницу было огромным, родительский дом она покинула только в 27 лет, навсегда сохранив тесную связь с домочадцами.
Уже в детстве окружающие отмечали ее художественный дар. В 10 лет Туве отослала свои рисунки в популярный детский журнал «Гарм», а в 15 лет, поступив в колледж искусств, перехала в Швецию. Затем следуют стажировки в художественных школах Франции, Германии, Италии и участие в качестве художника-модерниста во многих международных выставках. Первая персональная выставка Туве Янссон состоялась в 1943-м в Хельсинки. Она иллюстрировала «Хоббита», «Алису в Стране чудес» и «Охоту на Снарка». И кроме того, оформляла фасады зданий и интерьеры в разных городах страны. Здание Хельсинкской мэрии и сегодня украшают ее фрески.
Всю жизнь Туве осознавала себя прежде всего художницей, а не автором детских книг. Но продавать картины, полные декадентства, было нелегко. Коммерческий успех принесли ей забавные зверьки муми-тролли. Первый муми-тролль был нарисован на стене туалета как ответ на цитату из Шопенгауэра, которую оставил там же ее брат Улоф. По словам Софии Янссон, племянницы Туве (София — руководитель Oy Moomin Characters Ltd, компании следящей за соблюдением авторских прав на муми-троллей), это было самое безобразное существо, какое Туве только могла придумать.
Как герой комиксов муми-тролль дебютировал в 1940-м в журнале «Гарм» под именем Снорк. Он был худым, длинноносым, с острыми ушками. В 1954 году с Янссон заключает семилетний контракт агентство Associated Press, и через газеты (в Великобритании их печатала Evening News) ее комиксы расходятся по всему миру. Самой Туве было трудно выполнить все условия контракта, и вплоть до начала 1970-х комиксы часто рисовал ее брат Ларс. Друзья осуждали Туве: финской богеме казалось, что она продала свой талант западной масс-культуре.
Изображение: tove100.com
До 27 лет Туве жила в родительском доме вместе с отцом, человеком крайне правых взглядов, что не мешало ей, согласно богемной моде, водить знакомство с коммунистами, евреями и либеральным финским кружком. Граждане такого рода не особенно приветствовались в Финляндии, да и где бы то ни было в мире в 50-е годы. Пережившая четыре войны (Первую мировую, гражданскую, Зимнюю войну с СССР и войну-продолжение, так называлась в Финляндии Вторая мировая), Туве зарисовывала в беспроблемном мире муми-троллей себя и своих друзей. Во второй книге, «Муми-тролль и комета», написанной тотчас после атомной бомбардировки Хиросимы, Янссон чудесным образом отменяет Апокалипсис. Реки выходят из берегов, появляются невиданные существа, к Земле приближается Огненная Звезда, исчезает Солнце, — но наутро все эти страсти исчезают, и жизнь в игрушечном Муми-доле возвращается в прежнее беззаботное русло. Постановка по этой книге в Шведском театре в 1949 году вызвала противоречивые, рассказывает биограф Туве Янссон Туула Карьялайнен, чувства у зрителей. На сцене муми-тролли бранились, распивали спиртное, и над всем витал отчетливый дух Апокалипсиса.
Персонажи книг Туве Янссон часто имеют реальных прототипов. Снусмумрик — жених Янссон журналист Атос Виртанен, Туу-Тикки — подруга Туулике Пиетиля, с которой она прожила 45 лет, Тофсла и Вифсла — сама Туве и Вивика Бандлер, режиссер Шведского театра и подруга Янссон в конце 40-х годов.
К столетию Туве Янссон какой-то московский журналист написал в министерство культуры «донос» (так охарактеризовал жанр своего письма сам автор) с требованием запретить книги о муми-троллях за пропаганду однополых отношений. Сама Янссон никогда не скрывала своей ориентации, но и журналистам не позволяла копаться в личной жизни. C Туулике Пиетиля они жили достаточно уединенно, каждое лето скрываясь на острове Кловхарун, приобрести который ей позволили доходы от продажи смежных прав (театральные постановки, сувенирная продукция с муми-троллями). Кловхарун стал прообразом Долины муми-троллей, в которой живут подчеркнуто асексуальные персонажи ее книг.
Писатель и художник Павел Пепперштейн предположил в свое время, что герои Туве Янссон, главное счастье которых составляют сон и варенье, принадлежат не взрослой, не подростковой и даже не детской литературе, а утопическому жанру, описывающему жизнь до рождения героев. В особенности близки к зародышам хатифнатты, неразумные существа, играющие в текстах Янссон явно важную, но неопределенную роль.
Изображение: Финская Национальная галерея / Yehia Eweis
Туве Янссон не удалось состояться как художнику и «взрослому» писателю. Но придуманные из озорства персонажи, комиксы и книги для детей сделали ее одной из самых богатых и знаменитых женщин Финляндии. Ее 80-летие в 1994 году превратилось в государственное мероприятие с фейерверками и праздничными шествиями. Янссон чествовали как национального героя. В 1995-м она стала почетным профессором Финской Республики. В день похорон Янссон в конце июня 2001-го по всей Финляндии был объявлен национальный траур, были приспущены государственные флаги. Выражая соболезнования родственникам писательницы, президент Халонен отметил, что «творчество Туве Янссон — самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса».
«Муми-бум» (по фински — moomiboomi) продолжается в Финляндии уже много лет. Доходы от реализации продукции, использующей образы муми-троллей, составляют такую же часть государственного бюджета Финляндии, что и налоговые отчисления корпорации Nokia.