Мало что в последние дни обсуждается активнее, чем продуктовые санкции России в отношении ряда государств. У каждого, кто не выключен из информационного поля, складывается впечатление, что 7 августа разделило мир на «до» и «после», и теперь «проблема хамона и пармезана» занимает умы большинства мыслящих граждан.
На тему грядущего дефицита деликатесов высказываются лидеры мнений, и спектр их оценок бесконечно широк. «Дом» решил не останавливаться на полярных мнениях из серии «мы этого никогда раньше не ели и сейчас здоровее будем» vs «запрет на ввоз зарубежных деликатесов — это нарушение прав человека». Мы просто опросили первых лиц компаний самых разных сегментов рынка недвижимости, чтобы узнать мнение профессионалов по двум вопросам. Нас интересовало, как введение санкций повлияет на рынок, а как — на потребительское поведение его участников. Иными словами, что изменится в работе компаний и где их руководители планируют покупать запрещенные к ввозу деликатесы.
Зима близко?
«Поскольку о санкциях было объявлено только в понедельник, особых изменений пока что не наблюдается. В частности, в магазине «Азбука вкуса», где я обычно покупаю продукты, все полки до сих пор полны товарами, — рассказывает Денис Попов, управляющий партнер Contact Real Estate, — Возможно, требуется большее количество времени, чтобы проследить, как санкции скажутся на потребительской корзине, однако можно предположить, что запрещенные продукты будут замещаться альтернативными. Конечно, на мой взгляд, любые санкции — это всегда плохо, тем не менее, если магазины будут вовремя обеспечены замещающими товарами, ничего страшного не произойдет». Что до влияния санкций непосредственно на сегмент элитного жилья, в котором работает Денис Попов, по мнению эксперта, вряд ли рынок что-то заметит в этой связи: «Весьма сказочным и надуманным кажется сюжет, когда владельцы элитной собственности в погоне за привычными продуктами будут покидать страну». К слову, и другие игроки элитного рынка присоединяются к мнению о том, что ограничения со стороны Запада лишь стимулируют внутренний спрос на московскую недвижимость.
«На фоне негативного международного фона русский капитал возвращается домой. В связи с массовыми гонениями россияне, которые жили за границей или имели намерение туда переехать, меняют свои планы и приобретают недвижимость в Москве и Подмосковье. Российская элитная недвижимость — лучшая конвертируемая валюта, — считает Ирина Могилатова, управляющий партнер агентства недвижимости TWEED. — Думаю, инвестору сегодня лучше играть на своей территории. Посмотрите на Францию, где ужесточили налоговое бремя, в результате чего пострадали собственники недвижимости, или на Испанию, где инвесторы скупили квартиры, которые потом обесценились, и теперь они не могут их продать».
Россияне пересматривают свои планы по присутствию на Западе, соглашается генеральный директор компании Paul's Yard Павел Здрадовский: «России эта ситуация пойдет только на пользу. Страна сосредоточится на развитии своих качественных проектов, и особенно заметно это будет по Москве. Думаю, те влиятельные россияне, кто напрямую оказался затронут санкционными действиями в отношении своей страны, смогут поднять отечественный девелопмент на качественно новый уровень — ведь у себя дома им вряд ли захочется жить в некрасивых домах, в условиях неразвитой инфраструктуры».
«Санкции вообще показаны нашей стране, особенно индустрии торговой недвижимости, — подчеркивает партнер Accent Group Алексей Ванчугов. — Поскольку они обостряют конкуренцию, выявляют ранее скрытые проблемы индустрии и всех игроков торгового рынка. Думаю, санкции оздоровят российскую экономику и торговый сегмент в частности. Общий уровень проектов только вырастет».
Вырастая, крепнем
Но вернемся к нашему хамону. Тем более что, по последним данным, он-таки попадает под санкции: вчера об этом вполне однозначно высказалась Федеральная таможенная служба.
«Введенные ограничения на импорт продовольствия в первую очередь отразятся на ритейлерах и рестораторах. В настоящий момент они оценивают «ущерб» от запрета, то есть какие именно товары из своего ассортимента они потеряли, и анализируют возможность их замещения. В результате им придется пересматривать систему закупок и ценовую политику — уже сейчас мы слышим о повышении закупочных цен на некоторые товары, — говорит Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых площадей компании JLL, — Сами участники рынка ожидают снижения качества продукции и сокращения ассортимента, а также роста цен». К слову сказать, в «нецивилизованной торговле» (ларьки, небольшие магазины на первых этажах жилых домов) процесс уже пошел: хотя реального влияния санкций на цены ждать еще рано, поставщики уже поднимают цены на овощи и фрукты вне зависимости от страны происхождения — на всякий случай».
Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»
Так повлияет ли введение продуктовых санкций на развитие собственного сельхозпроизводства? Пока что, как утверждают в один голос опрошенные «Домом» эксперты земельного рынка, никакого роста спроса со стороны аграриев не отмечается. Впрочем, как говорит директор департамента по работе с земельными активами ОАО «ОПИН» Елена Филимонова, в случае, если государство реально поддержит сельхозпроизводителей, все возможно. Рост цен на земельные участки, пригодные для ведения сельскохозяйственной деятельности, вполне может составить в этом случае 15 процентов еще до конца года. Пока неясно, какими могут быть первые конкретные шаги государства в этом направлении, хотя премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже заявил — не далее как вчера, в ходе встречи с губернатором Ставропольского края — о том, что «мы имеем все возможности для того, чтобы изменить коренным образом ситуацию в сельском хозяйстве» и «РФ может сама себя кормить, а также поставлять продукты в другие регионы и страны».
Ну а пока... ведь, что ни говори, а импортозамещение еще не налажено — наиболее тяжелой можно назвать ситуацию с молочной продукцией, считает Татьяна Ключинская: «Найти замену ей, в том числе сырам, в том же объеме и того же качества будет очень проблематично, а скорее — просто невозможно. Другой проблемный сегмент — фрукты и овощи, здесь возможна переориентация на новых поставщиков из других стран, но скорее всего это будет продукция более низкого качества». Менять свой привычный стиль потребления эксперт не планирует: «Скорее, буду покупать «санкционные» продукты во время заграничных поездок».
Те, кто считает, что росийский производитель легко заполнит эту нишу сильно заблуждаются, - уверен аналитик рынка недвижимости Денис Соколов: «И не потому даже, что для того, чтобы перестроить производство, нужен не один год, а потому, что при отсутствии импортных товаров, с которыми можно конкурировать по цене, нет смысла пытаться сделать что-то другое. К примеру, если у потребителя нет возможности попробовать австралийский стейк, то с чего российскому производителю производить стейковое мясо». В СССР импорт продуктов был ограничен, при этом качество отечественного продовольствия было очень низким, напоминает эксперт, а расширение ассортимента и рост качества начались как раз с открытием границ, когда появились импортные йогурты и соки, и в течение пары лет сформировался рынок для отечественных аналогов.
«Что касается меня лично, то, конечно, несложно прожить без импортной продукции, как можно прожить и без иностранной литературы, музыки, живописи. Кулинария - это часть культуры, и ограничения в этой области никогда не приводили к желаемым результатам», - резюмирует Денис Соколов.
«Запрет на поставку продуктов из Европы приведет к перестройке логистических цепочек, ведь если нельзя поставлять товары, скажем, из Испании или Польши, а люди все еще хотят есть, то поставки нужно организовывать из других стран. При этом так как санкции введены (пока что) на один год, очевидно, что перестраивать логистику компании будут с учетом возможного возврата к старым каналам поставок, - рассуждает о влиянии санкций на складской рынок Вячеслав Холопов, партнер, директор по офисной и складской недвижимости Knight Frank Russia&CIS. «Что же касается лично меня, придется по нескольким позициям привыкать к другим продуктам - и другим ценам на них с этой «новой кремлевской диетой». Правда, в ближайшие месяц-два, пока есть арбузы-дыни, изменений не замечу точно», - говорит эксперт.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов настроен оптимистично: «Лично я вряд ли пострадаю от введения продуктовых санкций, поскольку, условно говоря, не так много потребляю пармезана, к тому же запрет не действует на возможность физического лица привезти этот пармезан из Италии, так что в случае крайней необходимости вопрос добычи «санкционных товаров» для личного потребления будет чисто техническим». К тому же, добавляет эксперт, российские рестораторы и без всяких санкций давно и небезуспешно занимаются поиском вариантов импортозамещения.
«Гости приходят в ресторан, чтобы поесть, пообщаться, провести переговоры, отпраздновать какую-то дату. Очевидно, что в связи с введением санкций люди есть не перестанут, но может несколько измениться набор блюд в меню различных заведений, однако это нормальная творческая задача для шеф-повара, не более того», — резюмирует Вадим Прасов, не отрицая, впрочем, того, что в ближайшие 2-3 месяца отрасль все-таки столкнется с определенным стрессом, да и рост цен на отдельные категории продуктов теперь неизбежен.
Одним словом, столичные рестораторы, ритейлеры и риелторы, главным образом, не унывают и склонны ждать от санкций оздоравливающего влияния на рынок. Тем более что пармезан с хамоном, действительно, вполне можно привезти из-за границы — даже если наладить каналы поставки в обход «подсанкционных» государств не получится, приобретение деликатесов для частного пользования в разовых дозах законом не запрещено. Так что лазейку для знакомства с культурой других стран через гастрономию — для тех, у кого есть желание — найти можно.