Сервисы для заказа такси со смартфона Uber и Lyft предъявили друг другу обвинения в саботаже и запустили возможность разделить поездку с незнакомцами, стартап GetTaxi привлек 150 миллионов долларов инвестиций, а «Яндекс.Такси» ввел экзамены для водителей - и все это только за одно лето.
Фактически мы наблюдаем очередной «раздел территории» на рынке мобильных такси-агрегаторов — причем как в плане внимания пользователей, так и в плане демонстрации своей инвестиционной привлекательности.
Оценить перспективы сегмента и его игроков «Лента.ру» попросила ведущих российских аналитиков. Эксперты считают, что мобильные такси-сервисы будут расти и изменят не только рынок такси, но и в целом привычки пользователей в передвижениях по городу. Однако инвестиционная привлекательность стартапов будет зависеть от их усилий по продвижению среди пользователей, масштабированию сервиса и наращиванию выручки.
Дорожные войны
Хотя модель агрегации давно известна и популярна на интернет-рынке, до услуг такси она добралась только 5 лет назад, отмечает инвестиционный директор фонда InVenture Partners Евгений Тимко.
«Главной причиной отставания было то, что заказ такси — это сервис, который необходим людям здесь и сейчас. Главным катализатором же роста стало развитие рынка смартфонов. И такие компании как Uber и GetTaxi первыми в мире уловили этот тренд и создали сервисы, по-настоящему удобные для конечных пользователей», — сказал «Ленте.ру» Тимко, чей фонд ранее вложился в GetTaxi.
Американский Uber, который ранее в этом году вышел и на российский рынок, действительно является крупнейшим сервисом для заказа такси через смартфон. Позиционируя себя как «частный водитель для каждого», Uber возит пассажиров исключительно на черных Mercedes и, по данным Venture Beat, получает в год от 100 до 500 миллионов долларов выручки. Это позволило ему получить оценку бизнеса в более чем 18 миллиардов долларов.
Однако почивать на лаврах ему пришлось недолго. Набирать обороты в США начал конкурирующий сервис Lyft, чьи автомобили можно опознать по большим розовым «усам» и услуги которого чуть дешевле Uber. Хотя Lyft пока работает лишь на американском рынке, Uber решил пресечь инициативы по самоутверждению конкурента на корню.
По данным The Wall Street Journal, Uber предлагает 250 долларов за привлечение новых водителей на сервис. При этом за водителя, которого удалось переманить у Lyft, вознаграждение составит 500 долларов, а за опытного водителя-ментора Lyft сервис платит по тысяче долларов. Когда Lyft решил запустить сервис Lyft Line для пассажиров, желающих разделить поездку и затраты, за несколько часов до этого аналогичная услуга Uber Pool появилась у конкурента.
Однако Lyft решил пойти в контратаку на PR-почве и заявил на этой неделе, что сотрудники Uber саботируют его работу, заказав и отменив за 10 месяцев более 5,5 тысяч поездок. СМИ моментально подхватили тему, вспомнив, что в январе обвинения в подобном аналоге DDoS атаки в адрес Uber звучали со стороны сервиса GetTaxi, который в США работает под брендом Gett.
Однако, как пишет TechCrunch, в ответ Uber обвинил Lyft в аналогичном саботаже — по его мнению, сотрудники Lyft оставили почти 13 тысяч ложных заказов на сервисе. А затем последовала и вовсе информационная бомба — Uber заявил, что подобными провокациями Lyft пытается заставить его купить собственный бизнес.
«Ряд инвесторов Lyft в последнее время настойчиво предлагали Uber купить этот сервис. Один из крупнейших инвесторов и вовсе предупредил, что Lyft в противном случае устроит «ядерную войну», — говорится в заявлении Uber. Хотя пока эта война напоминает битву Давида с Голиафом — стоимость Lyft оценивается лишь в 700 миллионов долларов, — тенденция рынка начинает проглядываться.
Затратный бизнес
По словам Евгения Тимко из InVenture Partners, развитие сервисов-агрегаторов всегда сопряжено с крупными затратами, поэтому привлекаемые стартапами суммы весьма внушительны для венчурного рынка.
Однако, сказал «Ленте.ру» инвестиционный директор венчурного фонда Runa Capital Дмитрий Гальперин, сервисы такси стали действительно привлекательным инвестиционным сегментом.
Вадим Ткаченко, партнер группы компаний vvCube, считает, что популярность GetTaxi, «Яндекс. Такси» и Uber, связана, прежде всего, с максимальным удобством мобильных приложений и быстротой выполнения заказа. «Именно это привлекает потребителя, а вслед за ним и инвесторов, которые ориентируются не только на финансовую отчетность, но и на положительное мнение вокруг бренда», — сказал он «Ленте.ру».
«Очевидный плюс таких стартапов — эффективное использование дистанционных сервисов для повышения продаж таксомоторных услуг, понятные механизмы монетизации и значительный потенциал масштабирования бизнеса», - сказал «Ленте.ру» Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».
По его словам, даже наиболее крупные операторы контролируют пока сравнительно небольшую долю этого рынка, при этом объем его растет, что дает инвесторам надежду на успех новых игроков на отдельных рынках.
Примером может послужить привлечение 150 миллионов долларов сервисом GetTaxi. Компания планирует по итогам 2014 года достичь выручки в 150 миллионов долларов, что сделает этот сервис по заказу такси вторым по величине в мире после Uber. Однако, несмотря на международную экспансию сервис уступает, к примеру, в России конкуренту «Яндекс.Такси».
Кроме того, отмечает директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов, инвестиции в мобильные сервисы заказа такси быстро окупаются, за 3—4 года. «Однако по мере дискредитации старых появляются новые игроки, а репутация сервиса быстро портится по мере появления негативных отзывов», — сказал он «Ленте.ру».
В то же время, отметил Дмитрий Гальперин из Runa Capital, у подобных сервисов довольно большие барьеры для входа новых игроков — нужно создать большой спрос и предложение на площадке, чтобы сервис стал интересен обеим сторонам (таксистам и пользователям). «Соответственно, требуются большие вложения в маркетинг и развитие бизнеса», — говорит он. По мнению Евгения Тимко из InVenture Partners, от года к году барьеры для входа на рынок будут только расти.
Для сохранения высокой инвестиционной оценки мобильным сервисам заказа такси необходимо, в первую очередь, поддерживать сильную динамику роста выручки, говорит Максим Клягин из «Финам Менеджмент».
«Это можно делать за счет агрессивного масштабирования. Поэтому, полагаю, привлеченные средства будут инвестированы не столько в оптимизацию программного обеспечения (вряд ли здесь на текущем этапе есть какой-то значимый нереализованный потенциал) и инфраструктуру, а в продвижение сервиса и расширение партнерской сети», - считает аналитик.
Такси убивает личный транспорт
Опрошенные «Лентой.ру» эксперты признали, что рынок мобильных такси-сервисов будет активно расти, однако разошлись во мнении относительно перспектив появления на нем новых игроков.
«Уже сейчас сложно представить, что через 10 лет кто-то будет заказывать такси по-другому. Конечно, способ заказа через телефон будет существовать еще долго, как есть и офлайн-агентства, где можно забронировать номер в отеле. Но доля таких «неудобных» каналов будет только снижаться», - отмечает Евгений Тимко из InVenture Partners. Однако он полагает, что вряд ли возможно появление сильных игроков, «лоб в лоб» идущих против лидеров рынка.
Дмитрий Гальперин из Runa Capital также полагает, что появление новых игроков на этом рынке маловероятно. «Скорее всего, мы будем наблюдать конкуренцию существующих локальных сервисов или более активную экспансию международных», — считает он.
С ним соглашается представитель фонда ФРИИ Ольга Гриневская. «В России рынок уже довольно насыщен игроками, причем как в массовом («Яндекс.Такси» и GetTaxi), так и в премиум-сегменте (Uber и Wheely)», — считает она.
Однако и в этой ситуации у мобильных такси-сервисов остаются лазейки. В частности, эксперты говорят о нишевых решениях — корпоративных, грузовых перевозках, трансферах и поездках за город. Одну из подобных стратегий выбрал сервис Blablacar, который разработан под междугородние поездки. В начале июля инвесторы поощрили это решение вложением 100 миллионов долларов в проект. В свою очередь, GetTaxi решил также направить привлеченные средства на развитие услуг вызова такси именно для корпоративных клиентов.
Поэтому, по мнению Максима Клягина из «Финам Менеджмент», возможности для монетизации и спрос на услуги такси не останутся незамеченными среди предпринимателей, и такие проекты будут активно тиражироваться.
В любом случае, становится очевидно, что и пользователи, и инвесторы голосуют за мобильные сервисы заказа такси кошельками. Не так давно сооснователь Google Сергей Брин говорил о том, что автомобили-беспилотники смогут в будущем существенно снизить число личным автотранспортом.
Учитывая, что за счет роста сервисов вызова такси в США владение личными автомобилями среди молодежи за последние годы снизилось на 30 процентов, говорят в InVenture Partners, мобильные такси-сервисы уже делают это будущее реальностью.