После запрета на импорт из ряда стран цены на продукты стали темой для беспокойства не только граждан России. Некоторые ритейлеры уже пожаловались государству на поставщиков, завышающих закупочную стоимость. Власти пообещали строго следить за ситуацией. В ход пустили даже Генрокуратуру, которая должна пресекать ценовые сговоры и спекуляции.
Продовольственный рай
Ограничения на импорт товаров из «недружественных» стран — это трамплин, благодаря которому российский агропромышленный комплекс может выйти из кризиса. По крайней мере так считают в правительстве. Теперь на повестке дня два ключевых вопроса — ситуация с ценами и способность прокормить себя самостоятельно.
Следить за тем, чтобы потребитель не страдал от резких скачков цен на продукты, поручено вице-премьерам Игорю Шувалову и Аркадию Дворковичу. Последний провел специальное совещание, на котором сообщил, что мониторинг цен в настоящий момент осуществляется в ежедневном режиме. Также он не исключил использование продовольствия из государственных резервов «в случае необходимости». К наблюдению также привлекли Федеральную антимонопольную службу и Генпрокуратуру. При их участии правительство собирается сберечь россиян от ценового шока.
Для обеспечения продовольственной безопасности премьер-министр Дмитрий Медведев поручил подготовить масштабные изменения в госпрограмму развития сельского хозяйства. В новой редакции программы предполагается увеличить объемы финансирования отрасли. По мнению главы правительства, Россия может не только кормить себя самостоятельно, но даже поставлять свои продукты в другие страны. Он призвал все российские регионы внести посильный вклад в новую продовольственную программу.
Увеличение финансирования должно помочь сельскому хозяйству заместить нехватку импорта. В ближайшие три года агропрому потребуется дополнительно 175 миллиардов рублей бюджетных средств. Замминистра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев сообщил «Ленте.ру», что сейчас ведомство по поручению правительства готовит предложения по дополнительному финансированию до 2020 года. «Минсельхоз планирует в ближайшее время направить предложения на согласование в Минэкономразвития, Минфин и Минрегион», — добавил он.
Установка властей понятна. Текущая ситуация расценивается ими как шанс для отечественного производителя. Но пройдет много времени, прежде чем россияне увидят реальные плоды новой продовольственной программы. Нужно выделить средства, довести их до сельскохозяйственных предприятий. Там их пустят в оборот. И только потом можно будет оценить эффективность господдержки. Между тем магазинам нужно чем-то торговать. Они обеспокоены повышением закупочных цен на продукты питания.
Санкционный ценник
Ввод ограничений на импорт не мог не сказаться на продовольственных ценах. Разрыв с европейскими и американскими экспортерами произошел довольно резко. Связи с новыми поставщиками еще как следует не налажены. Один Евросоюз в 2013 году поставил в Россию продуктов на 11,9 миллиардов евро. По информации Еврокомиссии, европейские товары занимали 42 процента в структуре российского импорта. Запрещенные к ввозу европейские продукты составляли 15 процентов импорта России. По плану правительства компенсировать потери можно благодаря увеличению собственного производства, а также с помощью новых партнеров. Сейчас активно выстраиваются контакты с Китаем, Турцией, Бразилией, Белоруссией и другими государствами. Но пока что магазины остались один на один с поставщиками, которые готовы воспользоваться ситуацией.
На прошлой неделе один из крупнейших российских ритейлеров — X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») уведомил Минпромторг о том, что поставщики повысили цену на креветки и красную рыбу более чем на 20 процентов. Кроме того, о корректировке цен ритейлера уведомил и поставщик плодоовощной продукции. Это не единичный случай.
Руководитель пресс-службы «Азбуки вкуса» Андрей Голубков отметил, что цены в магазине пока не меняются. Тем не менее несколько поставщиков прислали ритейлеру уведомление о том, что они собираются повысить закупочную стоимость некоторых продуктов. «В каждом отдельном случае мы пытаемся разобраться, насколько это обоснованно», — заявил господин Голубков в беседе с «Лентой.ру». Он не исключил, что «Азбука вкуса» обратится в госучреждения, если поставщики не смогут объяснить рост цен.
Официальный представитель компании «Метро кэш энд керри» Оксана Токарева рассказала, что поставщики прислали уведомление о повышении цен на рыбу, морепродукты, курятину и плодоовощную продукцию российского производства. «Речь идет о повышении от 4 до 30 процентов в зависимости от категории», — пояснила она «Ленте.ру». По ее словам, «Метро кэш энд керри» находится в тесном контакте с органами государственной власти. Минпромторг регулярно получает от компании информацию о ценовой ситуации.
По мнению директора аудиторско-консалтинговой компании JPA Inernational Людмилы Матюхиной, сейчас от роста цен никуда не деться. «Стоимость тех видов продуктов, которым надо искать замену, может вырасти на 10-15 процентов», — сообщила она «Ленте.ру», добавив, что в ресторанах рост цен будет более ощутимым, чем в магазинах. Ситуация изменится после реализации программы импортозамещения продовольствия и налаживания контактов с новыми экспортерами. И если найти торговых партнеров можно за месяцы, то на увеличение объемов собственного производства потребуются годы.
Исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков качественных, безопасных продуктов питания (АКБП) Елена Нагорная рассказала «Ленте.ру», что грамотные и эффективные меры позволят России обеспечить себя мясом за три-пять лет, молоком — за два-три года. «Программа господдержки, конечно, нужна. Но важно, чтобы она работала. У нас много подобных программ, но ни одна из них не действует на 100 процентов. Камнем преткновения является доведение финансов до каждого хозяйства, до всех производителей», — сетует исполнительный директор АКБП.
Неопределенная ситуация с ценами будет сохраняться до тех пор, пока Россия не возместит потерянный импорт. Ограничения, введенные 7 августа, действуют год. Продлят их или нет — пока неизвестно. За год вполне можно найти новых партнеров. Но по щелчку пальцев этого не произойдет. Пока будут определены новые компании-экспортеры, пока их продукцию будет проверять Россельхознадзор, пока товары доберутся до наших границ — может пройти несколько месяцев. Все это время ритейлеры будут вынуждены работать с оставшимися поставщиками. По их условиям.