В среду, 20 августа, «Большая тройка» сотовых операторов, окончательно обнародовала результаты работы за второй квартал. Они свидетельствуют, что доходы от сотовой связи в России продолжают расти. Единственным исключением оказался «Вымпелком» («Билайн»), чья выручка снижается на протяжении уже полугода.
Парадоксальным образом это падение доходов против тенденций рынка стало следствием реализации новой, клиентоориентированной стратегии компании, принятой в конце прошедшего года.
Впрочем, в столичном регионе «Билайн» продолжает собирать наибольшую долю денег мобильных пользователей. Судя по последним решениям компании, увеличить свой «кусок пирога» в сотовых доходах он намерен и в других регионах. Это, в свою очередь, означает, что абонентам «Билайна» следует готовиться к росту цен на связь.
Операторы и доходы
Простое сравнение динамики доходов от бизнеса в России ведущих сотовых операторов показывает, как по-разному складывается их финансовая судьба в последнее время.
Первым отчитался за второй квартал «Мегафон», продемонстрировав рост выручки по сравнению с показателем годичной давности на шесть процентов (до 76,7 миллиарда рублей).
На пять процентов больше, чем год назад, заработал во втором квартале в России МТС. Его доход составил 90,4 миллиарда рублей.
И лишь у «Билайна» выручка упала — на семь процентов (до 68,7 миллиарда рублей). Причем это второе подряд падение квартальной выручки оператора. В первом квартале текущего года она также снизилась на пять процентов.
Причины того, что «Билайн» теряет доходы, тогда как у других ведущих игроков рынка они растут, видны из сравнения структуры выручки.
В последнее время общая для России тенденция состоит в том, что сотовые операторы всё меньше денег получают от голосовой связи и всё больше — от мобильной передачи данных (доступа в интернет). Это не удивительно, учитывая постоянно растущее число пользователей мобильного интернета. Именно по показателям увеличения выручки от этой услуги «Билайн» и отстает от конкурентов, что отрицательно влияет на мобильную выручку оператора в целом.
Так, у «Мегафона» доход от мобильной связи во втором квартале увеличился на четыре процента (до 66 миллиардов рублей). В том числе, на мобильном интернете компания заработала без малого на 40 процентов больше, чем год назад, — 16,2 миллиарда рублей.
У МТС аналогичные результаты. Мобильная выручка увеличилась на шесть процентов и составила 71 миллиард рублей. Причем доход от мобильного доступа в интернет вырос очень существенно — на 40 процентов — и составил 15 миллиардов рублей.
А вот «Билайн» получил от мобильной связи на пять процентов меньше, чем во втором квартале прошедшего года. И если голосовая связь оказалась у него менее доходной, так же как и у всех, то рост доходов от мобильного интернета не смог компенсировать эту потерю. От передачи данных компания получила лишь на 17 процентов больше прошлогоднего — только девять миллиардов рублей.
Причем тут стратегия
В отчетных материалах «Билайна» прямо указывается, что на финансовые результаты «продолжает оказывать давление реализация … стратегии обеспечения выдающегося клиентского опыта и трансформации культуры компании в клиентоориентированную организацию».
В частности, по оценке оператора, снижение доходов вызвано борьбой с недобросовестными контент-провайдерами и снижением подключений новых абонентов для повышения их качества. Кроме того, сказалось снижение цен «Билайна», что позволило ему из самого дорогого по показателю средней цены минуты услуг (APPM) стать «середняком» в «Большой тройке».
Однако это не все причины, приведшие к последовательному падению доходов компании. Основную роль, как показывает сравнение ее результатов с конкурентами, сыграло именно отставание в мобильной передаче данных.
Представляя в декабре прошедшего года новую стратегию, менеджмент «Билайна» прямо указывал на то, что в 2008-2013 годах его инвестиции в развитие сети более чем на 50 миллиардов рублей отставали от конкурентов. В обновление и строительство сетей «Билайн» за этот период вложил 244 миллиарда рублей против 311 миллиардов у МТС и 306 миллиардов у «Мегафона».
Результатом и стало проявившееся сегодня отставание в выручке от современных услуг в виде мобильного доступа в интернет. И вряд ли компания сумеет быстро ликвидировать это отставание, накапливающееся в течение пяти лет. Поэтому остальные положения стратегии — повышение качества клиентского сервиса, лояльности абонентов и другие — наверняка не помогут в ближайшее время преодолеть разрыв с конкурентами по этому показателю.
При чем тут абоненты?
В складывающейся ситуации «Билайн» должен искать быстрые пути улучшения финансовых показателей. И это как раз тот случай, когда экономика компании напрямую касается ее абонентов, потому что самый быстрый путь — повышение цен.
И действительно, «Билайн», похоже, пошел именно по нему.
В конце июля оператор повысил специальные тарифы, рассчитанные на мигрантов. Затем дело дошло и до российских пользователей в различных регионах. В частности, серьезной корректировке подверглись тарифные планы «Билайна» для абонентов Центрального и Кавказского федеральных округов.
В ЦФО с 14 августа на некоторых тарифах подорожали на 50 процентов звонки внутри сети, на 20 процентов — звонки на сети других операторов. На Юге России с 7 августа на некоторых тарифах рост составил около 50 процентов, а в ряде случаев еще больше.
С 19 августа в этих регионах увеличились цены и на дополнительные услуги — видеозвонки и MMS. Повышение тарифов проводится также на Северо-Западе и Урале.
По-видимому, повышения цен «Билайна» следует ожидать и впредь. Иначе еще одного снижения выручки в следующем квартале могут не пережить ни новая стратегия оператора, ни ее авторы в качестве сотрудников компании.
Кто самый «народный» в Москве
Ориентир для исправления ситуации у «Билайна» есть. Как рассказали «Ленте.ру» в аналитической службе одного из крупнейших российских операторов, «Билайн» продолжает оставаться лидером рынка по выручке от сотовой связи в московском лицензионном регионе (включает Москву и Московскую область).
По данным аналитиков, в первом квартале текущего года компания занимала 34,5 процента московского рынка сотовой связи по объему выручки, обогнав МТС (34,2 процента) и «Мегафон» (31,3 процента).
Это существенный факт, потому что московский регион — важнейший для сотовых операторов. По некоторым данным, он генерирует примерно столько же выручки для крупной сотовой компании, сколько она получает на всей Украине. Поэтому лидерство на московском рынке обеспечивает «Билайну» возможность не допускать чрезмерно сильного падения доходов и создает предпосылки для их роста.
В то же время, по данным аналитиков, на рынке Москвы лидер по доходам от индивидуальных пользователей (b2c) в первом квартале сменился. Им стал «Мегафон». Этому оператору сейчас принадлежит 34,3 процента «народных» доходов от сотовой связи в столичном регионе по сравнению с 33,4 процента у МТС и 32,3 процента у «Билайна».
Коснется ли такое разнонаправленное движение результатов в «Большой тройке» ее абонентов? Абонентов касается всё, происходящее с оператором. Поэтому очень важными станут результаты третьего квартала, которые ясно покажут, станет ли кто-то из основных игроков российского сотового рынка форсировать объем доходов за счет роста тарифов накануне конца финансового года, и кто это будет. Или, возможно, этот год завершится без существенного роста сотовых цен в стране.