Молодое вино войны Российский художник и писатель Максим Кантор о 75 годах Великой войны

Фото: REX / FOTODOM

Историк Эрик Хобсбаум отмерил двадцатому веку время с начала первой мировой войны до падения берлинской стены: 1914-1989. Весь этот век был отдан им войне, значение которой состояло в том, чтобы имперскую форму правления мира сменила демократическая. В конце восьмидесятых многим казалось, что победа, наконец-то, состоялась. На руинах берлинской стены люди обнимались и говорили, что начался новый век. Но и эта система управления миром, увы, оказалась недолговечной.

Почему началась Вторая мировая война, знают все, и, хотя акценты расставляют по-разному, причины много раз описаны. Противоречие доктрин нацизма, коммунизма и демократии западного образца привели к мировой войне. Коммунисты требовали гегемонии пролетариата, представители выдуманной арийской расы претендовали на мировое господство, а демократии настаивали на главенстве рынка. И как сочетать три противоречащие друг другу посылки? Войну ждали все; пытались отсрочить начало бойни, но в том, что война неизбежна, не сомневался никто.

Иное дело — Первая мировая. Той войны не хотели. Существует несколько попыток описать ее причины, но нет единого ответа — зачем война? Фельдмаршал Мольтке заявил: «Чем скорее начнется эта война, тем лучше!» — а мир и его монархи все еще не понимали, о какой войне речь?

Ее иногда называют войной кузенов, но сами кузены воевать вовсе не хотели: ни Вильгельм, ни Николай, ни Георг не мечтали о смертоубийстве. Война наступала на них как неотвратимая реальность, с которой здравый смысл совладать не может. И зачем она, эта война? Социальный строй был везде однороден, культура ар-нуво плавно перетекала из страны в страну, а фраза Жореса «Капитализм несет в себе войну, подобен туче, скрывающей грозу» казалась внеисторическим заклинанием: именно капитализм всегда находит разумные компромиссы — выгода важнее гонора, всегда можно договориться.

Распространенная ошибка обывательского взгляда на дипломатию состоит в том, что люди (в том числе короли) думают, что дипломатия призвана разрешать вопросы. На деле все наоборот: дипломатия существует, чтобы максимально запутать простые вопросы. Если бы свести конфликт к вопросу «мир или война», то и дипломатия не нужна. Дипломату требуется так рассредоточить фигуры на доске, чтобы лишить противника маневра — это искусство не имеет ничего общего с мирными целями.

Август 1914 года. Высадка английского экспедиционного корпуса во Франции.

Август 1914 года. Высадка английского экспедиционного корпуса во Франции. . Фото: Branger / Roger Viollet / Getty Images / Fotobank

В начале ХХ века было создано столько противоречащих друг другу союзов, заключено такое количество взаимоисключающих договоренностей, что любое движение вызывало реактивный эффект, а несчастные кузены смотрели, как их карточный домик империй с румяным ар-нуво и свежеразогретым капитализмом, Суэцким каналом и Осенними салонами рушится в прах.

Воля откуда-то взявшихся народов, вопросы национальных меньшинств, неприятный набор мелких фактов, которые хочется отложить в сторону, — но если нет общей идеи, связывающей империю, то отложить не получается. Земли собрать — это полдела, а чем их скрепить, эти земли? Новая идея была — ее призрак ходил по миру давно, не обязательно связывать его именно с коммунизмом; если удобнее, можно считать, что это тот самый гегелевский Абсолютный дух, который однажды спрятался, а потом уже являлся в периоды смут и отчаяния. Эта новая идея не вмещалась в империи; меха ветхие — а вино молодое. Меха порвались — в три приема, рваться им не хотелось.

В течение ХХ века был осуществлен переход от монархий к демократическому способу управления народами. Кузены 1914 года еще не понимали всей ответственности неожиданной для них миссии; армии передвигал за них сам дух истории. От кузенов требовалось покончить с собой — и они вышли на поле битвы с самоубийственной миссией; в отношении некоторых из монархов это сбылось буквально.

Осень 1915 года. Северная Франция. Сплошные ряды колючей проволоки стали смертельным проклятием для пехоты воюющих сторон.

Осень 1915 года. Северная Франция. Сплошные ряды колючей проволоки стали смертельным проклятием для пехоты воюющих сторон.. Фото: Collection Odette Carrez / Reuters

Унтер-офицеры запаса выходили в 1939 году на те же поля и в тех же сапогах, какие донашивали с 1918 года, просто стали старше. Представление о мировой войне ХХ века как о едином процессе, разделенном на Первую мировую и Вторую мировую, сегодня привычно. Пятьдесят лет назад историк Эрнст Нольте ввел термин «европейская гражданская война», поместив события 1914-1945 годов рядом с классическими протяженными конфликтами Европы — рядом с Тридцатилетней войной, например. Долгая война, но так бывает в истории Европы.

Вот и Тридцатилетняя война XVII века тоже распадалась на несколько стадий, бывали перемирия, государи меняли союзников, можно вычленить религиозный, национальный и социальный аспекты — у каждого сегмента войны свои временные границы; но тем не менее события происходят в рамках одной концепции: Европа переходит от идеи Священной Римской империи к национальным государствам. Интересы Ришелье, Валенштейна, Габсбургов или Вильгельма Оранского никак не сочетались; восстание гезов против Испании и борьба гугенотов Ла Рошели с католической Францией путают все карты — и те и другие были единоверцами, но выступали (так уж вышло) в разных лагерях; по Европе гуляли вольные отряды ландскнехтов, у которых никаких идей и вовсе не было; и тем не менее спустя триста лет мы считаем эту войну единым процессом, а ее итог — Вестфальский мир — он важнее всех локальных намерений. Уничтожили всеохватную империю Габсбургов, в Мюнстере 1648 года заключили мир, который раздробил большую историю на много историй маленьких.

Так и с долгой войной ХХ века. Если разбирать войну по значимым стадиям, то она дробится даже не на две, а на двадцать две: между планом Шлиффена и стратегией Гальдера, между рейдами Тухачевского и движением армий Рокоссовского — мало общего. Но все происходит в рамках единой концепции — перехода стран к демократической системе управления.

Войну начинали кузены — закончили ее народы. Тот же маршал Мольтке, помянутый выше, уже во время боевых действий заметил, что эту войну уже не остановить — она стала народной. То есть, как сказали бы сегодня, демократической. В 1914 году людей посылал на убой монарх, даже против своей воли, но и ответственность брал именно он. В 1939-м народы решали сами, что они хотят умирать и убивать. У них были заводилы, делегированные ими самими, лидеры партий, президенты и генсеки — но это не противоречит тому факту, что люди сами выражали желание убивать себе подобных, их действительно неодолимо влекло на войну, они были хозяевами своей судьбы (им так казалось). Демократию всякий в мире понимал по-своему, социалистическая демократия не походила на демократию западноевропейских стран, единого представления о демократии нет и не было — но бойня за торжество демократии была необходима каждому. И республиканцы под Барселоной, и английские солдаты в Тобруке, и американцы на Тихом океане, и сербские партизаны, и советские солдаты — все бились за торжество демократии. Советы — это тоже демократия, просто иная, чем та, что существует в Британии.

В сущности, Первая мировая война оказалась эхом революций 1848 года. В тот год, когда Маркс написал «Манифест», были сформулированы требования к переустройству всей системы управления западным миром. Революции прокатились по всей Европе — но были подавлены. Однако идея не умирала, идеи вообще бессмертны, она требовала ответа, она никуда не делась. Что такое срок в шестьдесят лет? Мы сегодня видим, что этот срок ничтожен не только в масштабе истории, но в масштабе одной жизни — наши отцы воевали с фашизмом, и, возможно, их победа не была окончательной, а прошло семьдесят лет.

Массовое самоубийство монархий формально означало торжество революционных демократических идей — в Первой мировой войне (так сначала почудилось) победили молодые демократии. По Европе возникали молодые республики вплоть до Баварской социалистической. Однако демократиям пришлось пройти еще один этап выживания в соревновании с ретроимпериями, с Третьим рейхом и сталинским Советским Союзом. Возникли эти ретроимперии сугубо демократическим путем, а если вели себя как империи, то демократическую риторику соблюдали. Ретроимперии вступили в непримиримый бой и погибли. Их смерть означала еще раз очередное торжество демократий.

Декабрь 1916 года. Одно из сотен французских прифронтовых кладбищ.

Декабрь 1916 года. Одно из сотен французских прифронтовых кладбищ. . Фото: Collection Odette Carrez / Reuters

В 1989 году показалось, что исторический процесс, начатый в 1914-м, завершен. Великая мировая война, чье значение состояло в том, чтобы имперскую форму управления сменить демократической формой управления, закончилась. Победа, наконец, состоялась. Люди обнимались на руинах Берлинской стены и говорили, что начался новый век.

Но сегодня, в новом веке, всеобщая победа уже не столь очевидна. Изменилась сама демократия, во многих странах она мутировала в олигархию, а олигархия, как это известно со времен гибели античной демократии, легко переходит в тиранию. Вопрос, стоящий сегодня перед миром, все тот же, просто всякий раз (после Вестфальского договора, отменившего права Священной Римской империи, после Версальского договора, после Потсдамского договора) его формулируют все более резко: жизнеспособна ли демократия сама по себе, может ли быть так, чтобы демократический строй не перетек в империю? И если демократия не выживет, какова будет империя, пришедшая ей на смену?

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше