Сентябрьский прокат, зажатый между летним сезоном блокбастеров и серьезными фильмами конца осени, всегда был немного сумбурным. На этой неделе он состоит из запоздалых экшенов («Бегущий в лабиринте» и «Человек ноября»), которые уместнее было бы представить в июле, беспощадной русской комедии («Корпоратив»), сносного байопика («Джими Хендрикс») и дошедшего до массового зрителя победителя последнего «Кинотавра» — «Испытания», — самая благодарная аудитория которого там же его и посмотрела.
«Бегущий в лабиринте»
В Голливуде явно нет безработицы — как иначе объяснить, что снявшему всего три короткометражки режиссеру Уэсу Боллу доверили судьбу очередной экранизации книги для так называемых young adults (идеальные зрители, достаточно взрослые, чтобы им можно было показывать насилие, но вполне нетребовательные, чтобы смотреть по десятому разу пересказанные старые сюжеты), которая в случае успеха может стать франшизой и золотой жилой для киностудии на долгие годы. Как и в предыдущих похожих фильмах «Голодные игры» и «Дивергент», главный герой Томас (Дилан О'Брайан) в очередном обществе будущего оказывается без памяти в лифте, который доставляет его на поляну, окруженную лабиринтом. Цель — найти выход и не оказаться убитым населяющими лабиринт гигантскими механическими пауками. Фильм похож на экранизацию не книги, а компьютерной игры, и диалоги здесь соответствующие: «Я пойду в лабиринт» — «Нет, ты погибнешь» — «Если я останусь на поляне, мы тем более погибнем» — «Ты неправ» и так далее, это даже не текст, а команды и реакция на них. Как клон более успешных проектов, собравших сливки с обслуживания young adults раньше, «Бегущий в лабиринте» кажется удручающе вторичным. А что может быть хуже, чем будущее, которое ты уже пережил давным-давно?
«Человек ноября»
Этот политический триллер снят ветераном Роджером Дональдсоном, который работает с 1970-х годов и в конце 1990-х снял фильм-катастрофу «Пик Данте» с молодым бодрым Пирсом Броснаном, когда тот еще регулярно спасал мир в качестве Джеймса Бонда. С тех пор прошло почти два десятилетия, и Дональдсон снял с Броснаном кино, где уже отошедший от дел агент ЦРУ берется за последнее. Герой бывшего Бонда по фамилии Девро оказывается в эпицентре политических интриг в России (компромат на всесильного кандидата в президенты может стоить ему высшего поста) и интересов бывшей родной конторы, из-за которых Девро вынужден драться с воспитанным им самим сосунком (Люк Брэйси). Для придания большей убедительности русской темы приглашена Ольга Куриленко, отчего «Человек ноября» еще больше напоминает не самую удачную серию бондианы. На пресс-конференции в Москве Броснан, убивший в фильме толпу народу, в том числе и на московских улицах, признался в любви к России, куда планирует вернуться, чтобы снять «что-то по Чехову». Журналисты смеялись, потому что в эпоху санкций голливудский шпионский фильм на улицах Москвы смотрится и так достаточно абсурдно.
«Корпоратив»
Корпоратив давно и плавно вошел в жизнь постсоветского человека, и странно, что фильм об этом важном для любого офисного работника дне решили снимать только сейчас — видимо, авторов картины вдохновили кассовые успехи предшественников — «Горько!», «Елок» (к Новому году) и «Мам» (к 8 Марта), собравших неплохие деньги, эксплуатируя любовь народа к пьянству и праздности. Но «Корпоратив» наследует и другой традиции, не менее важной для затюканного пятидневной рабочей неделей человека. Чувствуется влияние целых трех «Мальчишников в Вегасе», потому что сюжет почти идентичен — работники одного офиса так погуляли, что наутро пытаются вспомнить, почему, когда все уходили, мебель стояла на месте, а к утру сама переломалась. В общем, если любите смотреть, как не самые известные российские комики пытаются шутить с заплетающимися языками — заплатите заработанными в офисе деньгами за билет.
«Джими Хендрикс»
Андре Бенджамин, он же лидер группы Outkast Андре 3000 — идеальный исполнитель роли главного гитариста в истории рока. Правда, режиссер Джон Ридли, снявший фильм по собственному сценарию (вообще он больше известен как писатель — поставленные по его книге «12 лет рабства» получили полгода назад главный «Оскар»), решил ограничиться одним годом из жизни музыканта, когда Хендрикс в 1966-1967-м только начинал пробиваться к сольной карьере. Через три года он уже умер, тем более странно, что в фильме не уместилась вся его короткая жизнь, а только то, что было интересно автору.
«Темная долина»
Как лучшее доказательство того, что ничто из ничего не берется, достаточно сказать, что автор этого евровестерна Андреас Прохазка работал на фильмах самого известного австрийского режиссера Михаэля Ханеке. Действие происходит в Альпах, куда из Америки приезжает молодой уроженец этих мест (британский актер Сэм Райли из «Контроля» и «Малефисенты»), чтобы запечатлеть родные места и их жителей на новый для конца XIX века фотоаппарат. На самом деле съемка — лишь прикрытие, фотограф приехал мстить местному патриарху, который когда-то измывался над его семьей. Красиво снятое, но ничего нового не добавляющее к давнему жанру вестерна кино. Оно понравится только немногочисленным поклонникам Райли и любителям неспешного повествования, которое так подходит скучной жизни в заснеженном горном ущелье.
«Испытание»
Режиссер Александр Котт, который снял сериал «Герой нашего времени» и военную драму «Брестская крепость», получил главный приз на последнем фестивале «Кинотавр» за идеальный артхаусный немой фильм, в котором вроде ничего не происходит кроме смерти отца главной героини и соперничества из-за нее двух мальчиков. На самом деле речь идет о ядерных испытаниях в Семипалатинске по сценарию Павла Чухрая, а вся эта неспешная красота — это фиксирование последних признаков уникальной жизни перед ее концом. К сожалению, будет идти в полупустых немногочисленных залах, в отличие от «Корпоратива».