Сервис EatWith называет себя международным сообществом, объединяющим гостеприимных хозяев и их потенциальных гостей. Принцип похож на Airbnb, с той лишь разницей, что на EatWith хозяева предоставляют туристам не ночлег, а еду и общение. Сегодня сервис работает в 35 городах мира, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. В каждом из этих городов практически в любой момент времени можно отправиться в гости к хостам. Хостами здесь называют тех самых хозяев, которые готовы приготовить для всех желающих тако, сварить борщ или испечь пахлаву.
Еда с привкусом хумуса
Идея сервиса пришла к Гаю Михлину во время путешествия на Крит в 2010 году. Израильский предприниматель остановился в частном доме. За совместным ужином разговорился с хозяевами, и те признались, что им всегда интересно пообщаться с путешественниками. А разве путешественникам неинтересно пообщаться с местными жителями? Ведь только от них можно узнать, например, адреса недорогих заведений, где можно вкусно и недорого поужинать, или, наоборот, получить предупреждение о местах, где туристу лучше не показываться. Так родилась идея нового интернет-сервиса.
Вернувшись на родину, Михлин поделился бизнес-идей со своим другом и будущим партнером Шемером Шварцем. Спустя два года в Тель-Авиве была зарегистрирована компания EatWith. Получив недавно 8 миллионов долларов инвестиций, фирма перевела свою штаб-квартиру в Сан-Франциско — в США сервис сейчас развивается наиболее активно.
Ежедневно при участии EatWith проходит от 30 до 50 завтраков, обедов и ужинов по всему миру. С каждой такой трапезы сервис получает свою комиссию. Причем цену определяют сами хосты. Сервис лишь рекомендует им держаться в рамках от 30 до 50 долларов с гостя.
— В России благодаря EatWith проводится примерно один ужин в неделю. В летнее время немного больше, — говорит координатор сервиса в России Наталья Жикина.
Всего у нас в стране готовы встретить гостей семь хостов, двое в Санкт-Петербурге, остальные в Москве. Наталья Жикина рассказывает, что в регионах тоже находятся люди, выражающие желание присоединиться к EatWith, однако мешает их собственная неготовность принимать гостей и несоответствие требованиям сервиса.
— Формальных требований у нас немного. Нужно уметь готовить, красиво сервировать стол, быть приятным и гостеприимным человеком. Так как EatWith, в первую очередь, предназначен для туристов, то, конечно, обязательно знание английского языка, — объясняет Наталья.
По ее словам, планы по расширению сервиса в регионы есть, однако они тормозятся тем, что головной офис пока не рассматривает Россию как перспективный рынок.
Тест на профпригодность
Перед тем как начать зарабатывать деньги на туристах, хостам нужно провести тестовый ужин с командой проекта. Обычно Наталья Жикина приходит в гости не одна, а вместе с друзьями. Хозяев, к слову, тоже просят, по возможности, встречать гостей не в одиночестве, чтобы веселее было .
Помимо всего прочего, важную роль играет размер квартиры будущего хоста.
— У нас были просто прекрасные кандидаты, классные собеседники, отменные кулинары, — говорит Наталья. — Но, увы, они живут в маленьких квартирах и просто физически не могут принять больше одного-двух гостей. Мы же просим, чтобы хосты принимали по четыре-шесть человек.
Большие компании важны с финансовой точки зрения. При стоимости ужина в 30 долларов на человека компания из шести туристов за вечер принесет почти двести долларов. Если принимать только одного гостя, то могут просто не окупиться продукты.
— Бывает и обратная ситуация, — продолжает Наталья. — И человек гостеприимный, и квартира большая, но готовить для него — страшная запара. Это тоже нам не подходит.
Многие отказываются еще на первоначальном этапе. Регистрируются на сайте и пропадают. На письма администрации не отвечают. Или отвечают, но сообщить о том, что будут готовить и как встречать гостей, не в состоянии.
— Еще мы просим, чтобы хозяева делали хорошие, желательно профессиональные фотографии обстановки дома, еды. Если с этим возникают проблемы, можем сами найти фотографа.
Блинчики с мясом
Москва, десять минут от метро неспешным шагом. Типовая многоэтажка, каких сотни в каждом городе. В подъезде за последние лет тридцать, кажется, ничего не изменилось. Я иду в гости к Юле — хосту EatWith. Хозяйка встречает меня с телефоном в одной руке и прихватом для горячего во второй. Квартира недавно после ремонта, дорогие обои и несколько горшков с цветами на подоконниках.
На кухне Юля жарит блины сразу на двух сковородках. Вообще-то я планировал прийти к хозяйке на борщ, но Юля отказала — решила, что целую кастрюлю нам вдвоем никак не осилить. В итоге сошлись на блинах.
К блинам Юля уже успела приготовить начинку — обжаренное с луком мясо. На столе — морс, козий сыр, конфеты и зеленый чай. Посуда, думаю, вполне вписалась бы в интерьер неплохого ресторана. Хозяйка предлагает сидр, отказываюсь — приехал на машине.
— Чем вас так заинтересовал EatWith? — спрашиваю я.
— Я люблю готовить и люблю гостей. А сервис позволяет встречаться с интересными людьми, иностранцами. Можно провести вечер в очень хорошей компании.
— И немного заработать?
— С января, когда я провела свой первый прием, еще ничего не получила. То есть EatWith перевел мне деньги на PayPal, но они почему-то так и не дошли. Я, честно говоря, не разбиралась — жду, пока там накопится более-менее ощутимая сумма.
Юля окончила факультет психологии МГУ. У нее своя фирма, но работает она удаленно, так что может приготовить для гостей и ужин, и бранч.
Процесс оплаты на Eatwith устроен так: деньги поступают на счет сервиса, а уже потом, через сутки после ужина, EatWith переводит гонорар хосту на счет в PayPal. Гости могут рассчитываться не только через PayPal, но и пластиковой картой. В распоряжении хостов лишь американский платежный сервис.
Юля рассказывает, что в основном приходят туристы. Для них важно не столько знакомство с национальной кухней (Юля, например, угощает гостей еще и стейками с тартаром), сколько общение с местными жителями, которые могут рассказать о «секретных» местах города и выдать какие-то местные лайфхаки, например о том, когда закрывается та или иная станция метро или сколько на самом деле стоит поездка на такси по тому или иному маршруту.
— Ко мне в гости приходили артисты Цирка дю Солей. Правда, об этом я узнала позже, — смеется Юля. — Во время ужина они как-то не рассказывали о том, чем занимаются.
— Просят научить готовить, устроить мастер-класс?
— Обычно нет, ну и у меня, в общем-то, небольшая кухня, так что здесь мне комфортней одной. Но рецепты, бывает, спрашивают.
К чаю Юля подает вкусное печенье и рассказывает, что обычно, когда в гости приходит много народу, она накрывает стол в гостиной. После сытного обеда хозяйка в шутку предлагает мне вздремнуть.
— Почему так мало россиян готовы встречать гостей?
— Мне кажется, тут несколько причин. Многих, конечно, останавливает незнание английского языка, но главное, наверное то, что люди у нас боятся позвать к себе домой незнакомцев. Когда я про EatWith рассказывала своим друзьям, то они все говорили «Круто! Но я бы к себе не позвал».
— А действительно, не страшно?
— Ну, я же погуглила вас сначала, посмотрела профиль на Facebook, увидела общих знакомых.
Страховой случай
— В ближайшее время мы начнем страховать наших хостов на время ужина, — говорит Наталья Жикина. — Это в основном связано с требованиями американского законодательства, но страховка будет действовать и для наших хостов в других странах.
Фото: EatWith Media Ltd.
— А вообще случались неприятности с хозяевами или гостями?
— Я о таких случаях не знаю. Единственный эксцесс, о котором мне рассказывали, когда я была в тель-авивском офисе компании, произошел в Испании. Там две девушки пришли в гости в белоснежных платьях, но случайно, как это бывает, пролили на них красное вино. Хозяйка порылась в своем гардеробе, нашла какие-то вещи и отдала их девушкам, не надеясь на возврат. На следующее утро курьер принес ей небольшой подарок от девушек и платья после химчистки.
— Хост может отказать гостю, если тот покажется ему ненадежным?
— Да, безусловно. У нас для того, чтобы зарегистрироваться на сайте нужно указать ссылку на свою страницу в Facebook. Это тоже своего рода страховка: хост видит, что интересует его гостя, что он публикует в социальных сетях.
***
Сегодня EatWith используют в основном туристы, пресытившиеся ресторанами и желающие поближе познакомиться с местными жителями. Это в первую очередь те, кто сами тщательно разрабатывают маршрут своего путешествия, караулят скидки на билеты, едут с восемью пересадками до нетуристических мест, а жилье подбирают через Airbnb или Couchsurfing. Для них сервис подходит идеально. Хосты вряд ли предложат блюда высокой авторской кухни (хотя среди них встречаются и профессиональные повара), зато займут разговором.
Выходя от Юли, думаю, что вряд ли снова решусь на такой опыт в Москве — мне, по счастью, хватает людей, с которыми можно провести вечер за ужином, но вот во время отпуска я, пожалуй, зайду к кому-нибудь в гости, например, к Саеко на суши или к Карлосу на тапас.