Новая лента режиссера Сергея Бодрова-старшего «Седьмой сын», снятая по мотивам романа Джозефа Дилейни «Ученик ведьмака», повествует о войне между сверхъестественными силами и человечеством. Колдун по имени Грегори столетия назад заключил в тюрьму злую могущественную ведьму Мать Мэлкин, но она сбежала и ищет мести. Собрав своих последователей, ведьма готовится обрушить свой страшный гнев на ничего не подозревающий мир. Ведьмак Грегори должен обучить нового ученика — седьмого сына — сражаться с темной магией, отличной от любой другой.
Сергей Бодров впервые за три года приехал в Москву из США, где он постоянно проживает в последние годы, чтобы представить на суд критиков свой новый фильм, который выходит в российский прокат 1 января 2015 года, и рассказал «Ленте.ру» о том, почему киношное зло оборачивается добром, о свойстве людей вечно искать врага и любимой собственной картине.
«Лента.ру»: Многие считают, что фантазийные книги и фильмы существуют исключительно для развлечения, но на самом деле сам выбор таких книг для экранизаций уже подразумевает, что они так или иначе комментируют процессы, происходящие в обществе. Что такого есть в книге «Ученик ведьмака», которая стала основой «Седьмого сына»?
Бодров: В книге такой идеи не было. Она прекрасно написана, смешная, очень популярна в Англии, но для детей. Когда мы решили взяться за этот материал, первым делом сделали главного героя старше. Там идет речь об охотнике за ведьмами Грегори в исполнении Джеффа Бриджеса, у него когда-то был роман с красивой женщиной, которую сыграла Джулианна Мур. Ее позже объявили ведьмой, и через много лет она вернулась в жизнь Грегори разозленной гарпией. Почему женщин, чье поведение отличается от общепринятых в патриархальном обществе, объявляют ведьмами, злом? Что такое зло, откуда оно берется? Почему охота на ведьм, как бы они не выглядели, происходит в каждое время, в каждой стране? И это происходит до сих пор. Вот о чем я снимал фильм.
То есть героиня Джулианны Мур — не классическая сказочная ведьма-злодейка, какой она предстает в трейлере фильма? Она олицетворение «инаковости»?
Да, ее просто-напросто сожгли за то, что сами ее не понимали, а потом она вернулась, чтобы отомстить своим обидчикам.
В последние годы киношное зло все больше оборачивается добром. Когда кинозлодеев играют обаятельные актеры, такие как Бенедикт Камбербэтч, Хавьер Бардем или Том Хиддлстон, зритель сопереживает им, а не главным положительным героям. Не говоря уж об Анджелине Джоли в «Малефисенте» — героиня, бывшая в сказке злобной каргой, превратилась в жертву интриг, разбудившую спящую красавицу.
Такое действительно происходит и во многом благодаря тому, что лучшие актеры не хотят играть одномерных персонажей — им просто не интересно. Но обаяние актера — такая вещь, что злодей благодаря ему становится еще опаснее.
А можно это интерпретировать так, что мир перестал быть биполярным, черно-белым?
Да, согласен, во всем есть нюансы, но часто люди, ослепленные ненавистью или стереотипами, об этом забывают.
Фото: Universal Pictures
Ваш главный персонаж, сыгранный Беном Барнсом, становится героем, потому что ему предначертано судьбой — седьмой сын седьмого сына, то есть Избранный, почти Нео. Это фатально. Но не потому, что он сам хочет избавить мир от зла?
Надеюсь, у нас получилось интереснее. Когда вы впервые увидите героя Барнса, то сразу поймете, что с ним что-то не в порядке. С ним случаются припадки, у него видения, вообще парень с изъяном. Но как заикающийся человек могу сказать, что в изъянах есть преимущества — значит, в чем-то другом больше дано. Дальше по сюжету выяснится, что его мать тоже была ведьмой. В общем, не просто так его угораздило родиться седьмым сыном седьмого сына.
В наше глобалистское время голливудские фильмы стали универсальными и понятными каждому настолько, что это иногда даже удручает. Вам в этой ситуации было бы сложнее снять криминальную драму вроде «Давай сделаем это по-быстрому», чем в 2001 году?
Такие картины уходят на телевидение, где проще снимать драмы и рассказывать истории без спецэффектов. А в Голливуде — да, победил жанр.
Вы часто бываете в Москве?
Сейчас чаще, но последние три года не приезжал из-за съемок «Седьмого сына».
Я спрашиваю к тому, что смогли бы вы сейчас снять фильм о современной России?
У меня есть предложение снимать в России, но снять фильм о современной России — возможно, что и не смогу. Об истории страны — почему нет? Мы тут с одним американским коллегой написали сценарий «Генералиссимус» о жизни Сталина, вернее, историю о его двойнике.
Вы как-то сказали, что снимаете кино, которое иногда получается интересным, а иногда — нет. Оглядываясь на собственную фильмографию, какие картины вы бы сейчас отметили?
Я придирчиво отношусь к собственным работам. Но могу назвать «Кавказского пленника» и «Монгола» приличными картинами. Они и во всем мире были хорошо приняты.
А если иметь в виду не коммерчески удачные, а фильмы, которые вы лично любите?
Мне дорог черно-белый фильм 1987 года «Непрофессионалы», про гастролирующую группу музыкантов, который я снял в Казахстане. Его мало смотрели, знают только редкие критики и профессионалы. Но английские критики, например, пишут, что это моя лучшая картина. Было в ней что-то такое, что помогло мне потом вырасти.
Кстати, насчет биполярности. Вы, как русский режиссер, живущий в Америке, ощущаете на себе ухудшение отношений между нашими странами? Голливуд вернется к образу русского врага?
К сожалению, эти вещи взаимосвязаны. Людям в принципе свойственно искать врага, чтобы обвинить в своих бедах, и тут ума много не нужно, чтобы предсказать: в следующем фильме о Бонде отрицательный герой снова окажется русским, как 30 лет назад. Как аукнется, так и откликнется.