О буднях российского велоспорта за рубежом, экономических санкциях, проблемах с кадровым составом, гипотетической гонке в Крыму, а также конкуренции с бизнесменом Олегом Тиньковым «Ленте.ру» рассказал генеральный менеджер команды «Катюша» Вячеслав Екимов, живая легенда отечественного спорта, которому после окончания карьеры гонщика пришлось решать проблему национального масштаба.
«Лента.ру»: Когда речь заходит о российских спортивных проектах на Западе, приходит на ум «Челси» Романа Абрамовича или «Йокерит» Романа Ротенберга. О «Катюше» в нашей стране знают гораздо меньше. Почему?
Вячеслав Екимов: Здесь целая совокупность факторов. Конечно нам бы хотелось, чтобы в нашей стране о «Катюше» знал каждый болельщик. Но в силу объективных причин нам очень сложно конкурировать с футболом и хоккеем. Прежде всего, велоспорт уступает им в раскрученности. Вряд ли скажу здесь что-то новое, но Россию сложно назвать велосипедной страной. Но даже в таких условиях мы продолжаем работать, в частности, над популяризацией вида спорта. У нас есть своя философия, направленная на поддержку и развитие славных традиций. Сама «Катюша» является частью глобального общероссийского проекта развития велоспорта, который функционирует на протяжении вот уже шести лет. И за это время, поверьте, мы добились серьезных успехов, главный из которых — наши прочные позиции в числе шести лучших велокоманд мира.
Невысокий интерес вызывает удивление и потому, что традиции у отечественного велоспорта не менее богатые, чем у того же футбола или хоккея.
Да о чем можно говорить, когда до последнего времени самым популярным подарком на день рождения ребенку был велосипед? Но потом это все куда-то ушло. Люди все больше пересаживаются на машины. С другой стороны, у нас появился слабый повод для оптимизма. Сейчас в крупных городах постепенно входят в моду велосипедные прогулки. Возводятся километры велодорожек. Ведь все новое — это хорошо забытое старое. Надеюсь, вскоре мы получим поколение людей, выросших на нашем виде спорта. Пусть даже это происходит на любительском уровне. И мы этому активно будем способствовать. Хотим донести до молодежи, что велоспорт — это сексуально! Когда формы сочетаются с содержанием, устоять невозможно.
Большой спорт — это, прежде всего, большой бизнес. Насколько прибыльно заниматься бизнесом в велоспорте?
Бизнес в велоспорте — понятие относительное. Если опустить все профессиональные нюансы, то в велоспорте заработать можно исключительно на рекламе брэндов. Спонсоры вкладывают деньги в команду, а мы их рекламируем. К примеру, «Катюша» пользуется велосипедами марки Сanyon. Прибыль этой компании по итогам прошлого года составила 15 миллионов долларов. И львиная ее часть — доходы от рекламы. Что касается непосредственно призовых за победы в соревнованиях, то они сравнительно невелики, команду на них не прокормишь.
«Катюша» позиционируется в качестве российского проекта. Но в то же время ведущие роли в команде до сих пор играют иностранцы.
Без легионеров мы не сможем набирать необходимого минимума очков в зачет Мирового тура. Нам просто необходимы лидеры такого уровня, как тот же испанец Хоаким Родригес или норвежец Александр Кристофф. С другой стороны, их успехи — это хороший пример для российских спортсменов. Например, в этом году произошел явный прорыв сразу у нескольких наших молодых гонщиков — Юрий Трофимов побеждал на «Критериуме Дофине», Сергей Чернецкий вошел в пятерку лучших на сложнейшем Туре Пекина, Александр Порсев показывает равные результаты с сильнейшими спринтерами мира. По поводу того же Чернецкого могу сказать, что в конце сезона нам пришлось отстаивать свои права на него в борьбе с другой российской «конюшней» — Tinkoff-Saxo. Пришлось позвонить коллегам и сказать, что таким образом мы можем просто «поломать» молодого парня — ему пока рано думать о больших деньгах. Моя мечта — иметь в составе только российских гонщиков, но в системе сегодняшнего Мирового тура это пока, к сожалению, невозможно.
Кстати, о Tinkoff-Saxo. В итоговом рейтинге команда российского бизнесмена Олега Тинькова смогла опередить «Катюшу». Она для вас главный конкурент?
У наших команд немного разные задачи. «Катюша» изначально была задумана и реализована в рамках проекта развития велоспорта. Мы последовательно работаем над тем, чтобы отечественные велосипедисты получали возможность соперничать с сильнейшими спортсменами мира. В этом году мы взяли в команду Сергея Лагутина и Ильнура Закарина, так что число россиян у нас постоянно растет. В свою очередь, Tinkoff-Saxo, на мой взгляд, не столько гуманитарный проект, сколько финансовый. Соответственное там и отношение к россиянам — их в команде всего трое.
«Катюша» давно проводит сборы в Италии, Испании, Австрии. Да и базируется в Европе. Есть ли планы сместить акцент в сторону России?
Желание такое есть, но не все зависит от нас. В Европе куда легче решать организационные вопросы. Здесь все друг друга знают, все под рукой. К примеру, на сборах мы обычно занимаемся экипировкой спортсменов. Если какая-то деталь по той или иной причине не подошла, ее можно заменить буквально в течение суток. В России это заняло бы куда больше времени. Здесь и логистика играет свою роль, да и элементарная экономическая выгода. Плюс немаловажное значение имеет погода. Мы проводим сборы в декабре, а в это время на большей части территории нашей страны лежит снег.
А как насчет проведения в России этапов Мирового тура? Неужели сложно организовать однодневную гонку, скажем, в Крыму, где и с рельефом проблем нет, и климатические условия подходящие?
Сейчас ситуация складывается весьма интересно. Из календаря выбыл Тур Пекина, и место пока свободно. Можно было бы провести эту гонку в России. Например, пропиарить тот же Крым — в октябре на полуострове отличная погода, много свободных отелей, есть неплохие дороги. И, поверьте, велосипедисты с удовольствием туда поедут. Это было бы здорово — вернуться на крымские дороги, изобилующие разнообразным рельефом. Но я понимаю, что вопрос лежит не только в спортивной плоскости.
Тенденции современного велоспорта сейчас выглядят более чем демократично. Все три европейских Гранд-тура — «Джиро д`Италия», «Тур де Франс» и «Вуэльта» — в последнее время берут старт в непривычных условиях — либо в других странах, либо в экзотических местах вроде авианосца. А ведь еще несколько лет назад все они проводились лишь в пределах, соответственно, Италии, Франции и Испании.
Это говорит о двух факторах, причем один вытекает из другого. Во-первых, организаторы преследуют экономические цели. Это и дополнительные средства от спонсоров, и совершенно другой уровень рекламы. К примеру, по моим данным, за те три дня, которые «Тур де Франс» провел в Британии, он полностью окупил свои затраты. Сейчас идут разговоры о том, что гонка может стартовать в Казахстане. Отсюда второй фактор — популяризация велоспорта. Чем больше стран будет охвачено, тем больше будет возможностей заработать деньги.
Кстати, о деньгах. Отразились ли на жизни команды принятые в отношении России экономические санкции?
Велоспорт можно назвать закрытым клубом по интересам. И в рамках этого клуба подобные вещи, поверьте, никого не интересуют. За последние два года «Катюша» стала достаточно престижным брэндом, который пользуется уважением как среди спортсменов, так и среди чиновников Международного союза велосипедистов. Если раньше на наших презентациях присутствовало считанное количество человек, то сейчас мы не знаем, куда деться от заявок. Спорт всегда к политике относился достаточно опосредованно. А уж велоспорт, который в последнее время является настоящим воплощением космополитизма, — и подавно.
В прошлом году название команды неожиданно промелькнуло в хрониках происшествий. У «Катюши» украли велосипеды. Как это могло произойти и нашлась ли в итоге пропажа?
Инцидент произошел на парковке отеля, расположенного недалеко от Флоренции. Злоумышленники украли сразу 14 велосипедов из технического грузовика команды. Среди похищенных были основные и запасные велосипеды трех гонщиков команды — Александра Колобнева, Юрия Трофимова и Сергея Чернецкого, которые в составе национальной сборной России должны были принять участие в мужской групповой гонке. К счастью, наши технические службы сработали профессионально и предоставили спортсменам запасных «коней», которые срочно доставили из другой части Италии. А вот воров полиция так до сих пор и не нашла.
Напоследок — об одной из главных проблем современного велоспорта, из-за которой он в последнее время лишился не только львиной части спонсорских денег, но и изрядной доли популярности. Допинг!
К счастью, эта проблема в последние годы теряет свою актуальность. Это происходит, с одной стороны, в результате ужесточения контроля и наказаний со стороны антидопинговых организаций, с другой — как вы правильно заметили, вид спорта лишился финансовой поддержки ряда спонсоров, в связи с чем команда сами начали жестко следить за подобными проявлениями. Когда проблема ставит на грань выживания даже не отдельные команды, а вид спорта в целом, невольно начнешь ею заниматься. Не могу сказать за всех, но лично мне случаи применения допинга в велоспорте за последние года два неизвестны. Все понимают, что делают общее дело, и руки при этом у всех должны быть чистыми.