Выходящие в прокат в самый разгар осени фильмы будто вторят сезонной депрессии. Брэд Питт, которому явно нужно в душ, объясняет 17-летнему сопляку, что такое настоящая война, Николь Кидман с глазами на мокром месте не помнит, что было ни вчера, ни позавчера, ни на прошлой неделе, Дженнифер Лоуренс желает смерти мужниному бастарду, а новая криминальная драма «Общак» предлагает грустно помянуть Джеймса Гандольфини.
«Серена»
Дженнифер Лоуренс сейчас самая востребованная актриса в мире, и можно понять, почему она согласилась на главную роль в экранизации книги Рона Рэша о разбитых мечтах поколения, жившего в Великую депрессию. На бумаге «Серена» явно смотрелась большим высказыванием не только о важной для Америки эпохе, но и о конце иллюзий. Эффектная блондинка Серена выходит за перспективного лесозаготовщика (Брэдли Купер, с которым Лоуренс играла в «Афере по-американски» и «Мой парень — псих») и планирует превратить его бизнес в империю. Правда, муж оказался не таким уж перспективным — то его грозят посадить за дачу взяток, то выясняется, что у него есть незаконнорожденный сын, в общем, идеальный парень оказался не с одним изъяном, а с целым букетом. У Серены собственные проблемы — на ее глазах сгорела семья, а любовь к скачкам привела к выкидышу и бесплодию. К сожалению, для заявленного масштаба фильм все равно выглядит, будто снят на одной чешской опушке, а режиссер, датчанка Сюзанна Бир, настолько не может определиться, нравятся ли ей самой ее герои или нет, что к финалу зрители перестают им сопереживать окончательно.
«Ярость»
Военная драма про танкистов, во главе с Брэдом Питтом отбивающихся от превосходящего численностью врага в немецком тылу всего за несколько недель до победы в 1945-м, не оказалась великим или даже просто надолго остающимся в памяти фильмом про Вторую мировую. Наверное, потому что нынешние кинематографисты не умеют, снимая конкретную человеческую судьбу, показывать масштаб трагедии, когда погибают сильные, а слабые выживают, потому что война глупа, жестока и неразборчива. Последний, кто в Америке может это передать, это Спилберг, снявший «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана», и то его фильмы проигрывают, например, «Балладе о солдате» и «Летят журавли», тоже частным историям, передающим бессмысленность и беспощадность войны. Режиссер «Патруля» и «Саботажа» Дэвид Эйр снял всего лишь сюжет про хороших парней с вымазанными грязью кинозвездами как очередной голливудский боевик.
«Прежде чем я усну»
Над этим набитым клише триллером, в котором Николь Кидман играет страдающую амнезией женщину, легко подтрунивать — не то «День сурка», но без Билла Мюррея и шуток, не то «Помни», но для идиотов. Режиссер Роуан Джоффе, до того снявший только один фильм «Брайтонский леденец» по Грэму Грину, старательно нагнетает саспенс. Муж героини Кидман (Колин Ферт) и психиатр (Марк Стронг) играют с ничего не помнящей и не понимающей больной в кошки-мышки, и к тому времени, когда открывается очередная «жуткая правда», мечтаешь, чтобы все это оказалось пародией. Но нет, все очень серьезно, даже слишком.
«Общак»
Кино настолько неповоротливое искусство, что каждый раз вздрагиваешь, когда видишь, что в прокат выходит очередной фильм с участием Джеймса Гандольфини, умершего еще летом прошлого года. В драме Микаэля Роскама об очередном не совсем пошедшем по плану ограблении Гандольфини, за свою жизнь так и не вырвавшийся из амплуа обаятельного гангстера, играет бруклинского криминального божка, создающего проблемы главному герою — бармену в исполнении Тома Харди. Актеры, конечно, спасают заштампованный сюжет, который, кажется смотрел тысячу раз.
«Невероятное путешествие мистера Спивета»
Один из самых интересных современных режиссеров Франции Жан-Пьер Жене всегда любил рассказывать сказки. Другое дело, что начинал он с мрачных саркастичных фантазий про каннибализм («Деликатесы», 1991) для взрослых, а продолжил любимым фильмом всех интеллигентных девушек с придурью («Амели», 2001). К 2014-му Жене окончательно впал в детство и экранизировал книгу Рифа Ларсена про десятилетнего вундеркинда, который сбежал из дома и сел на поезд на Вашингтон, где ему должны вручить премию за изобретение вечного двигателя. Жене позвал в фильм пару хороших характерных актрис (Хелена Бонэм Картер, Джуди Денч), у которых прекрасно получается сказочная эксцентрика, но результат похож на кино, на котором подрались Тим Бертон и Стивен Спилберг — не знаешь, от чего уже начинает подташнивать: от страсти к фрикам первого или от сиропного сюсюкания второго.
«Темнее ночи»
Нелепый мексиканский хоррор, привлекательный именно своей нелепостью, которая заинтересует любителей жанра, уставших от Голливуда. Мексиканский режиссер с совсем не мексиканским именем Генри Бедуэлл сделал ремейк картины 1975 года о милой девушке Грете, которая поселилась в завещанном умершей тетей доме с условием, что будет ухаживать за тетиной кошкой. Естественно, Грета за животным не уследила, и в доме оживают дремавшие привидения, начинающие утаскивать с собой гостей расслабившейся Греты. Если не ждать многого от фильма, можно вполне получить удовольствие от этой охоты на актрис, привыкших к работе в фильмах еще более низкой категории, чем у «Темнее ночи».