День благодарения — один из самых горячо любимых в США праздников. Американцы отдают дань простым человеческим радостям — общению с близкими, вкусной еде — и возносят за все это благодарственные молитвы. Хотя суть торжеств абсолютно некоммерческая, праздничный уикенд в соответствии с господствующей культурой потребления давно служит прекрасным поводом сделать хороший бизнес. А вслед за Днем благодарения следует настоящий «день икс» для любителей распродаж — Black Friday. Как эти два совершенно не похожих события фактически слились воедино, рассказывает «Лента.ру».
Праздник кошелька
«Черная пятница», следующая за Днем благодарения (отмечается в четвертый четверг ноября), традиционно открывает сезон рождественских и новогодних распродаж. Для американцев это возможность встать, наконец, из-за щедрого праздничного стола (на котором, на минуточку, была не только пресловутая индейка с клюквенным соусом, но и ямс, и батат, и фаршированные яйца, и тыквенный пирог со взбитыми сливками — в общем, тяжело для желудка). Ну а для ритейлеров это один из ежегодных звездных часов.
Благодаря повышенному спросу на товары со скидками торговые компании могут перейти от убыточности (красных цифр в отчетности) к прибыльности (черным цифрам), отсюда и название — Black Friday. По другой версии, название «Черная пятница» было дано по аналогии со знаменитой биржевой паникой 1869 года, связанной с падением рынка акций. Тот день, 24 сентября, прозвали «черным вторником».
В среднем, ежегодно 135 миллионов американцев отправляются на шопинг в пятницу после Дня благодарения. В 2011 году, например, в магазины и вовсе явились 226 миллионов человек. И потратили 52 миллиарда долларов (за весь праздничный уикенд).
Предрождественские покупки, естественно, оказывают колоссальную поддержку торговле. Понимая это, в 1939 году ритейлеры обратились к президенту Франклину Рузвельту с просьбой перенести День благодарения с последнего четверга ноября на предпоследний. Глава государства пошел им навстречу, и шопинг-марафон стал на неделю длиннее.
Что берут?
По данным Google Trends, первые поисковые запросы с ключевыми словами Black Friday появляются в середине октября, задолго до старта распродаж. Магазины тоже пребывают в радостном нетерпении и каждый год открываются все раньше и раньше. В 2014-м двери гигантов вроде Walmart, K-Mart и Target распахнутся в пятницу, 28 ноября, в первую же минуту после полуночи.
Распродажи проводят все крупные магазины страны, и у каждого выстраивается очередь из покупателей еще засветло. Согласно опросам, 59 процентов американцев интересуются в «Черную пятницу» электронными гаджетами, 49 процентов — дисками DVD и Blu-ray, 48 процентов не прочь обновить гардероб, 45 процентов хотят купить новые видеоигры.
Не без странностей
В 2008 году сотрудника универмага Walmart на Лонг-Айленде затоптали насмерть обезумевшие покупатели. Когда он открыл дверь в магазин поутру в «Черную пятницу», толпа ворвалась внутрь и сбила его с ног. Поспешившие на помощь медики также получили серьезные травмы. Госпитализировали и пятерых покупателей.
В 2010 году в универмаге в Калифорнии покупательница воспользовалась перцовым спреем, чтобы отбить шопинг-добычу у конкурентов. Дело было на распродаже игровых приставок Xbox, и последний экземпляр как раз уводили из-под носа. От распыления перца пострадали около двух десятков любителей «Черной пятницы».
В нынешнем сезоне распродаж также не обошлось без толики безумия. Несколько покупателей разбили мини-кемпинг около торгового центра еще 12 ноября, за 16 дней до распродажи.
Долой пятницу
Активисты из Канады пытались агитировать американцев против консьюмеризма. В противовес «Черной пятнице» они запустили мероприятие Buy Nothing Day («День без покупок») и попытались продвигать его в местных СМИ. Им отказали в эфирном времени для социальной рекламы все телеканалы, кроме CNN.
В этом году некоторые американские знаменитости в знак протеста против решения жюри присяжных по делу об убийстве чернокожего подростка Майкла Брауна призвали граждан бойкотировать «Черную пятницу». Звезда хип-хопа Рассел Симмонс, актриса Кэт Грэхэм (сериал «Дневники вампиров») и телеведущая Соледад О'Брайен призвали через Twitter не совершать в этот день покупок. В своих обращениях они разместили хэштеги #NotOneDime (Ни одной монеты) и #BlackoutBlackFriday (Затмить «Черную пятницу»). «Нет справедливости — нет прибыли. Корпоративная власть говорит только на языке доллара. Так давайте поговорим с ними», — написал актер Джесси Уильямс.
Приятный понедельник и не менее приятная суббота
Чтобы продлить радости «Черной пятницы», ритейлеры придумали еще два особых торговых дня.
Суббота после Дня благодарения называется Small Business Saturday — День поддержки малого бизнеса. Небольшие магазины предлагают скидки, ну а задача местных жителей — поддержать их долларом. Клиенты мелких торговых точек совершают покупки в этот день, чтобы поблагодарить владельцев малого бизнеса за их ежедневный скромный труд. Таким образом, концепция перекликается с вознесением благодарностей накануне. Праздник придумала компания American Express в 2010 году, и он пользуется популярностью.
После короткой передышки в воскресенье приходит Cyber Monday. «Киберпонедельник» — изобретение топ-менеджеров Shop.org. Онлайн-ритейлеры уверяли, что в этот день их покупатели особенно активны, и предлагали присоединиться к всеобщему шопингу (на самом деле Cyber Monday до сих пор не входит даже в первую десятку, самые горячие дни американской торговли — с 5 по 15 декабря). Акция, при всей надуманности, имела успех. В «Киберпонедельник» у желающих воспользоваться скидками есть шанс докупить товары в сети (на случай, если не хватило шопинга в «Черную пятницу»).
Перенимая опыт
Хотя День благодарения — праздник национальный, а не международный, американскую традицию подхватили ритейлеры многих стран. Black Friday теперь есть и в Москве, и в других крупных городах России. Акция проходит как в офлайне, так и виртуально. Если вы еще не получили соответствующих рекламных сообщений от всевозможных магазинов на свой номер телефона или электронную почту, то вам, может, и повезло: минус один соблазн.
Скорее всего, «Черная пятница» хорошо приживется среди березок. Благо прецеденты имеются: сначала, в 1990-х, к нам приехал День святого Валентина, а затем, в «нулевых», еще один праздник для покупателей — Fashion Night Out («Ночь шопинга»).
Можно, конечно, разругать «чуждые» торжества и хитрости маркетологов, которых мы (ну, конечно же!) видим насквозь. Но именно в 2014 году межсезонная распродажа окажется полезной даже для тех, кто не считает себя клиническим потребителем. В связи с изменениями валютного курса рубля большинство ритейлеров планируют повышение цен с 1 декабря, что сделает предновогодние закупки подарков более затратными, чем обычно.