Американская компания General Motors может закрыть свой завод в Петербурге по политическим мотивам, в качестве показательной воспитательной меры в отношении России. Такую версию обнародовал «Интерфакс», ссылаясь на источники в автомобильной отрасли и органах власти города. При этом отмечается, что руководство компании не одобряет подобного шага, но подчинится распоряжению американских властей.
Поскольку в российском офисе General Motors от каких-либо комментариев на эту тему отказались, «Лента.ру» выясняла, насколько вероятно закрытие предприятия GM в Петербурге и какими потерями обернется для страны и для автогиганта.
Что имеем
В России американского автопроизводителя с 1992 года представляет компания General Motors Russia & CIS LLC. Завод GM Auto в Петербурге представляет собой основную производственную площадку американского автогиганта в России. Предприятие работает с 2008 года, его производственная мощность составляет по последним данным, официально предоставленным компанией, 98 тысяч автомобилей в год. Сейчас на заводе выпускают четыре модели: Chevrolet Captiva, Chevrolet Cruze, Opel Antara и Opel Astra.
Пресс-служба GM Auto не подтвердила «Интерфаксу» информацию о закрытии, отметив, что предприятие «работает, и будет работать» в обычном режиме. Правда, не совсем ясно, что имеется в виду под «обычным режимом», учитывая, что с 6 октября 2014 года предприятие перешло с двухсменного режима на работу в одну смену и заявило о сокращении штата на 500 человек. В этом году производство останавливалось восемь раз на срок от одного дня до одного месяца.
В то же время около месяца назад, 11 ноября 2014 года, было официально заявлено, что GM Auto запускает производство нового поколения флагманского внедорожника Cadillac Escalade и полноразмерного внедорожника премиум-класса Chevrolet Tahoe. Первые машины и той, и другой марки должны сойти с конвейера в начале 2015 года.
Немного позже General Motors объявила о намерении наладить в Петербурге сборку одной из самых успешных моделей Opel-Mokka, в количестве до 38 тысяч автомобилей в год. Но это планы только на 2016 год. С этим проектом связывают надежды повысить рентабельность российского предприятия компании.
Остается добавить, что дилерская сеть GM в России состоит из 158 центров, расположенных в 94 российских городах.
Повод для размышлений
Сейчас руководству GM Auto приходится пересматривать свои планы на следующий, 2015 год, озвученные в 2012 году: увеличить производственные мощности завода более чем в два раза – до 230 тысяч автомобилей в год к 2015 году. Также сообщалось, что количество рабочих мест на заводе увеличится с 2,5 тысяч до четырех тысяч.
Действительность не располагает к достижению заявленных результатов. Убытки нарастают: по итогам 2013 года чистый убыток компании утроился и составил 5,3 миллиарда рублей, сообщает «Коммерсант».
А в 2014 году снижение продаж Chevrolet и Opel в России стало одним из самых масштабных на рынке. Хотя эти модели считаются одними из самых популярных у россиян. Продажи автомобилей General Motors в России по итогам десяти месяцев 2014 года резко снизились по сравнению с аналогичными данными на 1 ноября 2013 года: Opel — на 22 процента, Chevrolet — на 30 процентов, Cadillac — на 16%.
Таким образом, для закрытия завода существуют не только политические предпосылки, но и причины экономического свойства.
Следует заметить, что у General Motors уже есть опыт сворачивания производства в России. В 2001 году было закрыто первое российское совместное предприятие компании — «ЕлАЗ-GM». Оно было создано в 1996 году в Татарстане, на территории свободной экономической зоны «Алабуга», на автомобильном заводе в Елабуге. Инвестиции составили 250 миллионов долларов.
Предприятие занималось отверточной сборкой сначала Chevrolet Blazer (кстати, получивших в Татарстане прозвище Шурале Блейзер), затем, в 1999 году была налажена крупноузловая сборка Opel Vectra. Бизнес в Татарстане свернули по той причине, что совместное предприятие не получило обещанных руководством региона налоговых льгот и поэтому не вышло на запланированный уровень крупного серийного производства в 50 тысяч машин.
К тому же, помимо GM Auto американская компания имеет возможность продолжать производство автомобилей в России на трех других площадках.
General Motors является совладельцем предприятия «Джи Эм-АвтоВАЗ» в Тольятти, где налажено производство внедорожников Chevrolet NIVA. Американцы владеют предприятием в равных долях с АвтоВАЗом, по 50 процентов каждый. В 2013 году было выпущено около 58 тысяч автомобилей Chevrolet NIVA.
В начале 2013 года на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде началось производство полного цикла Chevrolet Aveo (седан и хэтчбэк). Годовой объем выпуска составляет около 30 тысяч автомобилей, указано на сайте группы ГАЗ. Также семнадцать моделей GM собирают на заводе «Автотор» в Калининграде — Opel, Chevrolet и Cadillac.
Доводы против
Вероятность закрытия завода General Motors в Петербурге крайне мала, практически не существует, считают эксперты. Отказаться просто так будет стоить компании слишком дорого, в завод вложено более 300 миллионов долларов, так указано на сайте российского подразделения General Motors.
Очень сомнительно, что найдется покупатель на производственный комплекс, поскольку он предназначен для выпуска строго конкретных автомобилей, отмечает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент». По его словам, переоборудовать производство будет слишком дорого, проще построить новый завод. К тому же, все автопроизводители, которые хотели наладить выпуск автомобилей в России, уже сделали это, так что быстро и с прибылью продать завод вряд ли удастся, считает аналитик. «Если допустить невозможное и предположить, что General Motors будет уходить из России, то очевидно, что потери будут огромны», — комментирует Дмитрий Баранов.
Объем вложенных в Россию средств оценил Андрей Куц, начальник отдела отраслевого анализа «РИА Рейтинг». По его словам, общая сумма инвестиций в проекты General Motors составляет 1,2 миллиарда долларов. Еще в 200-300 миллионов долларов можно оценить инвестиции в дилерские центры, исходя из примерной цифры в 1-2 миллиона долларов на каждый. Итого около 1,5 миллиардов долларов вложенных средств, большую часть из которых вернуть вряд ли удастся, если политические соображения возобладают над экономическими.
Вдобавок замораживаются мощности по производству около 200 тысяч автомобилей, что составляет около двух процентов от общего объема производства корпорации. По стоимости это примерно три процента от годовой выручки General Motors, которая в 2013 году составила 155 миллиардов долларов, уточняет эксперт «РИА Рейтинг». Например, продажи GM в России по итогам 2013 года составили 260 тысяч автомобилей».
Еще один довод против закрытия петербургского завода состоит в том, что российский авторынок, несмотря на спад продаж, сохраняет свою привлекательность и в перспективе оценивается как растущий. По итогам октября 2014 года, Россия заняла второе место в Европе после Германии по объему продаж новых легковых автомобилей, который составил 198 тысяч единиц. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», уточняя, что тем самым Россия сместила на третье место Великобританию, которая по этому показателю была «серебряным» призером сентября 2014 года.
«Спрос на автомобили в России велик, рынку есть куда расти, а вернуться сюда будет непросто, - комментирует Дмитрий Баранов. — Сейчас отношения между США и Россией не настолько плохие, чтобы имело смысл принять такое решение. General Motors работала у нас и во времена СССР, когда отношения между странами были еще более сложными».
Наихудший вариант
Эксперты подсчитали, какие потери может понести Россия, если дойдет до ухода General Motors из России. «В первую очередь, это удар по репутации нашей страны, ухудшение инвестиционного климата, возможное увеличение оттока капитала, уход из страны других иностранных компаний, — указывает Дмитрий Баранов. — Во-вторых, это уменьшение производственного потенциала страны, так как на компанию работает множество российских производителей».
Ничего хорошего в этом случае не ждет и потребителя. Выбор сузится, конкуренция снизится, начнется передел авторынка и результатом, скорее всего, станет повышение цен на легковые автомобили.
«Количество персонала на трех российских автомобилестроительных площадках GM составляет около пяти тысяч человек, еще около тысячи планировалось задействовать на предприятии по производству кузовов, плюс около двух тысяч человек задействовано в дилерских центрах (из расчета 10-15 человек на один центр), — отмечает Андрей Куц.
Таким образом, в случае сворачивания бизнеса General Motors в России останется без работы 8 тысяч человек с суммарным фондом зарплаты примерно четыре миллиарда рублей в год, подводит итог эксперт «РИА Рейтинг». В том же списке падение объемов автомобилестроения примерно на 10 процентов и недобор налогов в бюджеты всех уровней.