Невозможно поверить, что ей исполняется 80 лет. Кажется, что эта женщина родилась сразу взрослой, и уже зрелой вошла в кино. Трудно припомнить, когда она играла какую-нибудь молоденькую дурочку (хотя такие роли ей предлагали) — судьба блокадницы наложила отпечаток на внутренний мир актрисы на всю жизнь.
Алиса Фрейндлих очень рано начала играть на сцене. В первую очередь она — знаменитая театральная актриса, хотя публика знает ее в основном по ролям в кино. А их, кстати, было не так уж и много. Главных ролей в кино у Фрейндлих было меньше, чем пальцев на руке, а вот поди ж ты: вряд ли кто-нибудь из зрителей любого возраста не знает этого имени.
Конечно, первое, что вспоминается — «Служебный роман», «Жестокий романс», может быть «Три мушкетера»... Синефилы обязательно назовут фильм «Сталкер», домохозяйки, может быть, припомнят неплохой сериал середины 2000-х «Женская логика»… Откуда же такое признание?
Во-первых, дело в том, что Алиса Фрейндлих — выдающаяся театральная актриса. Поскольку всю свою жизнь она живет в северной столице, ее театральной биографии не досталось такой широкой популярности, как у звезд московского театра. Хотя с середины 60-х и почти до середины 2000-х Алиса Бруновна была одной из самых ярких звезд петербургской сцены.
Сейчас уже мало кто вспомнит, что, будучи дочерью известного кинотеатрального актера, она не могла пользоваться ни его славой, ни связями. Бруно Артурович Фрейндлих расстался с семьей при эвакуации и наступивших во время войны репрессий в отношении немцев, его дочь и бывшую жену, оставшихся в Ленинграде, не тронули. Благодаря таланту, врожденной требовательности к себе и дисциплинированности юная Алиса (которую чуть было не назвали Наташей при рождении, отказавшись от идеи лишь из-за странного звучания имени — Наталья Бруновна Фрейндлих) сразу после окончания театрального института в 1957 году попадает в труппу Ленинградского драматического театра имени Комиссаржевской. Сыграв там более десятка ролей, юная актриса переходит в Ленинградский академический театр имени Ленсовета, который с 1961 года возглавляет ее муж, знаменитый режиссер Игорь Владимиров. За 20 лет работы в творческом тандеме с главным режиссером Алиса Фрейндлих превращается в одну из самых популярных актрис питерской сцены и — советского экрана.
В начале творческой карьеры Фрейндлих мало снимали, мешало амплуа травести. В Ленсовете одной из самых ярких была роль Малыша в пьесе «Малыш и Карлсон». Кроме того, худсовет на «Ленфильме» в 60-е не воспринимал ее внешность. Тогда для образа «советской девушки — строителя коммунизма» нужны были совсем другие лица, а превратить ее из «мымры» в красотку догадался только один режиссер спустя много лет.
Кадр: «Бессмертная песня» (1957)
Мы знаем, что Эльдар Рязанов — комедиограф с фантастическим чутьем на актеров. Несколько раз мастер пытался утвердить Алису Фрейндлих на главные роли, но мешали обстоятельства. В «Гусарской балладе» ей предпочли Ларису Голубкину, якобы выглядящую более «мужественно»; главной роли в «Зигзаге удачи», которую в результате сыграла Валентина Талызина, помешала беременность актрисы.
В 1974-м году Фрейндлих снимается в музыкальной комедии Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» в компании звезд того времени — Гурченко, Миронова, Стржельчика, Гердта, Казакова и др. В следующем году на полку ложится нашумевший фильм Элема Климова «Агония», где Фрейндлих играет наперсницу Распутина Анну Вырубову. Не оставляет идеи включить талантливую актрису в круг своих героев и творческий тандем Эльдара Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским. Через год после «Иронии судьбы» (где Фрейндлих тоже была уготована роль, но опять сорвалось), режиссеру удается осуществить планы. В 1978 году комедия «Служебный роман» становится лидером российского проката и немедленно входит в новогодний пул телевидения, в котором остается и по сей день.
Более узнаваемых ролей в кинокарьере Алисы Фрейндлих не было, но в историю она войдет, скорее всего, с небольшим эпизодом в «Сталкере» Тарковского. Всего пара сцен в самом начале фильма и монолог в финале, который был полностью сымпровизирован актрисой, — и строчка в энциклопедии мирового кино ей обеспечена. Детство на грани выживания, разбитая семья, нищета, фамилия, за которую преследуют и могут посадить, необходимость добиваться всего самой и т.п. — придали ее артистическому дарованию необходимую глубину и способность выражать подлинный трагизм без истерики и надрыва. Говорят, что Тарковский, впервые увидев ее на сцене с подачи своего любимого актера Отто Солоницына (актрисе было 40 лет), написал ей записку, начинающуюся словами «Госпожа Фрейндлих!», в которой предложил исполнить небольшую роль в своей картине.
Фото: Борис Кауфман / РИА Новости
В начале 80-х Фрейндлих переходит на работу в Большой драматический театр имени Товстоногова, где работает все последующие годы, изредка снимаясь в кино. Обласканная публикой, лауреат множества театральных наград, включая две «Золотых маски», две «Ники», четыре госпремии, она остается одной из самых узнаваемых актрис русского театра и кино. Время не наносит ущерба ни ее внешности, ни характеру. Все, кому посчастливилось лично знать Алису Бруновну, в один голос утверждают, что помимо выдающегося артистизма, ее отличают утонченность, интеллигентность и редкое чувство юмора. Собственно, это всегда было заметно на экране — непринужденная манера игры, веселое обаяние, запоминающаяся, хотя и нестандартная внешность, могут принадлежать лишь великим артистам. И Фрейндлих — в числе первых.