Россия — территориально самое большое государство в мире. Но при этом, по стандартам ООН, страна находится в состоянии демографического кризиса. Соседи настроены по отношению к России не слишком благожелательно. В этих условиях Москве необходима либо небольшая, но профессиональная армия, на которую нет денег, либо большая, которую сегодня некем укомплектовать. Эти и другие выкладки содержатся в аналитической записке, подготовленной российско-французским центром «Обсерво».
Стратегическая дилемма России состоит в масштабном несоответствии трех факторов: размера территории, количества населения и масштабов экономики.
По территории Россия занимает первое место в мире — более 17 миллионов квадратных километров, 90 процентов территории — это суша. Не вся она доступна для активной хозяйственной деятельности, но вся требует охраны границ и защиты. Россия граничит с 18 государствами. Из них три входят в ШОС (Казахстан, Китай как полные члены и Монголия как наблюдатель), четыре — в СНГ (Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Украина), только два — в ОДКБ (Казахстан и Беларусь). Еще два государства, безусловно, дружественные — Абхазия и Южная Осетия. Но до широкого международного признания их независимости (а за последние пять лет прогресс в этом направлении скромный) они являются не только фактором стабильности на российских границах, но при некоторых сценариях, наоборот, — фактором нестабильности. Шесть стран на границах России — члены НАТО (США, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Норвегия). Еще одно государство — близкий союзник США вне НАТО (Япония). Три страны не входят в настоящее время ни в какие пророссийские или антироссийские блоки — Финляндия, Грузия, КНДР. При этом КНДР — фактор нестабильности вблизи российских границ. А Грузия, дрейфующая в сторону НАТО (хотя и с замедленной в последние годы скоростью) и имеющая с США обширные военные, военно-технические и военно-политические связи, может рассматриваться как американский союзник вне НАТО.
Конечно, у России есть еще несколько союзников по ОДКБ, не граничащих с ней непосредственно: Киргизия и Таджикистан в Центральной Азии и Армения в Закавказье. А ШОС формально объединяет более половины населения планеты, на нее приходится значительная часть мирового ВВП, и в эту организацию входят страны, стремящиеся, как и Россия, к изменению «правил игры» в современном мире в пользу развивающихся экономик. Но даже если учесть все плюсы (в том числе и потенциальные) и вывести за скобки дискуссии о китайском вызове для России (и страшилки о китайской угрозе), то картина все равно не выглядит для России однозначно благоприятной.
В общей сложности на границах России восемь верных американских союзников, связанных с США системой двусторонних и многосторонних военно-технических и военно-политических договоров. При худших сценариях это мощная сила, готовая к военным действиям разных масштабов вблизи российских границ, пока преимущественно в Европе. Ряды российских союзников явно не столь внушительны. Их большая часть при худших сценариях, скорее, займет нейтральную позицию, чем в полной мере союзническую.
Вряд ли это радует российских военных стратегов. Причем динамика тоже неблагоприятная. США разными темпами приобретали союзников на российских границах, Россия же с ограниченным успехом организовывала систему союзников в ОДКБ. К тому же из ОДКБ и СНГ выходили члены, причем это сопровождалось расширением их сотрудничества, в том числе военного, с США.
Население России — около 143,5 миллиона человек. По стандартам ООН, в России уже долгое время наблюдается демографический кризис.
Экономика России в абсолютных цифрах — около 2 триллионов долларов. С чисто экономической точки зрения российские успехи очевидны. В середине 1990-х ВВП России находился на уровне 300-400 миллиардов долларов, а в 1999 году упал ниже 200 миллиардов долларов. Тогда по масштабам экономики Россия занимала 22-е место в мире. Впрочем, по паритету покупательской способности объем российской экономики становился уже 11-м в мире. Достижения последних 15 лет налицо. Сейчас с 2 триллионами долларов в текущих ценах Россия замыкает восьмерку крупнейших экономик мира, а по паритету покупательной способности российская экономика 6-я в мире. Но при всех успехах ее масштабы по-прежнему недостаточны, с учетом размера территории.
Несоответствие размеров территории, населения и масштабов экономики — стратегическая дилемма России.
Для того чтобы надежно защитить столь обширную территорию, требуется либо массовая и относительно дешевая армия, либо не столь массовая, но гораздо более дорогая. Содержать массовую армию (на уровне 1,5 миллиона человек и более) Россия не может по демографическим причинам. Общее количество населения и демографические характеристики не дают уже сейчас и еще в меньшей степени позволят в будущем формировать массовую армию, для этого у России просто не хватает людей. Опора на технологии и современное вооружение, а не на массовость требует соответствующего состояния экономики. Таким образом, для сильной массовой армии России не хватает населения, а для сильной высокотехнологичной армии — масштабов экономики.
Для дальнейшего роста экономики России нужно больше населения. Экономисты считают, что в современном мире развитие возможно в масштабах экономических систем на уровне 200 миллионов и выше. Население США — более 320 миллионов человек, ЕС — свыше 500 миллионов, Бразилии — около 200 миллионов, Китая — 1,37 миллиарда, Индии — 1,28 миллиарда. Наличие населения еще не гарантирует экономический рост, но, чтобы стать крупным самостоятельным экономическим игроком в современном мире, нужно иметь население на уровне ближе к 200 миллионам человек. Поскольку Россия, очевидно, отказалась от перспективы раствориться в процессах глобализации, а претендует на то, чтобы стать самостоятельным экономическим игроком, ей необходимо больше экономически активного населения.
Для дальнейшего развития России необходим рост масштабов экономики и численности населения.
Россия достаточно успешно увеличивала масштабы экономики за счет экономического роста, как было сказано выше. Однако дальнейший значительный рост экономики как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе находится под вопросом. Под еще большим вопросом рост населения. Правительственные меры по стимулированию рождаемости остановили сокращение населения, однако динамика его прироста минимальна. Поэтому можно сказать, что предполагаемые темпы органического роста масштабов экономики и населения не могут быть достаточными. России придется опираться не на «органический рост», а на рост за счет «слияний и поглощений», говоря деловым языком.
Полный текст аналитической записки «Российская политика в Центральной Азии. Стратегический контекст» можно скачать здесь.