В советские времена очень красивые актрисы, как, собственно, и все слишком яркие женщины, были не в чести. Утонченная или ослепительная внешность ассоциировалась с аристократичностью или буржуазностью, которым большевиками была объявлена война. Красотки в стиле pin-up girls, столь популярные в мировом кино 60-х и 70-х, могли развратить строителя коммунизма — их появление в массовой культуре пуританского СССР не приветствовалось. На афиши советских кинотеатров попадали актрисы, лица которых плакатисты любили изображать в честь очередного юбилея Октябрьской революции. Если девушка была слишком яркой — ее шансы на успех были велики лишь при поступлении в театральный институт (в комиссии, как правило, сидели ценители женской красоты) и снижались при утверждении худсоветом на главные роли в кино.
Наталья Фатеева, почти не игравшая главных ролей, была, пожалуй, одной из самых привлекательных советских актрис. Расцвет ее карьеры пришелся на годы, когда в культуре царил соцреализм. Красоток можно было снимать лишь в легкомысленных комедиях или давать им сплошь отрицательные роли — каких-нибудь фарцовщиц или развратных подружек стиляг. Хотя тут Наталье Николаевне повезло, однажды ей все-таки выпал счастливый билет, но об этом чуть позже.
Она родилась 23 декабря 1934 года в Харькове, в семье военного. «За две пары сапог выменял для меня отец пианино, стала я заниматься музыкой, вокалом. Но с педагогами ни в музыкальной школе, ни позже, в Харьковском театральном институте, не повезло...» — вспоминает актриса. Будучи артистической натурой от рождения и к тому же «спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей», Наташа поступила в театральный сразу после школы. Поначалу творческая судьба студентки складывалась неплохо: ее даже пригласили работать диктором на местное телевидение. В 20 лет она вышла замуж за актера Леонида Тарабаринова, родила дочь. Но начиналась хрущевская оттепель, Москва манила, и яркая девушка решила сменить амплуа: она бросила провинциальный Харьков и в 1953-м уехала поступать в легендарный ВГИК. Выбор оказался правильным. Училась Фатеева в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Во время учебы актриса сыграла эпизодическую роль в популярном детективе «Дело "пестрых"» и еще нескольких картинах, а после ВГИКа пошла работать в Театр-студию киноактера. Затем Фатеева устроилась в Театр им. Ермоловой, сыграв главные роли в спектаклях «Два упрямца» и «Три товарища». В 1957-м 23-летняя красавица познакомилась с 34-летним режиссером Владимиром Басовым, спустя год он предложил ей сыграть в своей ленте «Случай на шахте восемь», и они поженились. В 1959-м Наталья во второй раз стала мамой: у нее родился сын Владимир. Но этот союз, по словам актрисы, распался из-за бытовых проблем. В одном из интервью она поведала: «В то время уже посыпались приглашения в кино, а ведь надо было еще на своих плечах тянуть дом, содержать семью. Мой тогдашний муж Владимир Басов усиленно пил, маленького ребенка не на кого было оставить, в этой ситуации было не до репетиций. Что касается Владимира Басова... Этого человека я очень любила. Но вот он... Ревновал меня к моей внешности, нервно реагировал на робкие успехи в кино и театре. Вы не поверите, но он любил мрачно приговаривать: "Когда же ты постареешь, когда тебе будет наконец тридцать лет?". Он и после развода не успокоился, бегал по киностудии, хлопотал, чтобы меня больше не снимали. И при этом сына своего не видел целых десять лет, хотя мы и жили на одной улице».
И все-таки успех и популярность стали определенной компенсацией за неудавшуюся личную жизнь. В 1963 году режиссер Генрих Оганесян пригласил Фатееву на роль укротительницы Зои в комедии «Три плюс два». Во время съемок у актрисы, остро переживавшей разрыв с Басовым, вспыхнул роман с Андреем Мироновым. Сразу после выхода на экраны фильм-манифест физиков-лириков 60-х стал визитной карточкой для его участников на многие годы — Фатеевой, Кустинской, Жарикова и Нилова-старшего. Карьера Андрея Миронова, надо сказать, пошла в гору своим путем, хотя знаменитый актер долго не мог забыть «роман с укротительницей».
Фото: РИА Новости
Понятно, что дефицита мужского внимания Наталья Николаевна никогда не испытывала. В октябре 1964 года врач Борис Егоров совершил околоземный полет на корабле «Восход-1», получил звание Героя Советского Союза и самую красивую актрису страны в качестве жены. Спустя пять лет Фатеева родила ему дочь, которую назвали, как и маму, Наташей. Через год Егоров и Фатеева развелись. Наталья Николаевна вспоминала этот период так: «Когда мы разводились, от его благородства не осталось и следа. Он утащил у меня машину, отсудил квартиру — я потом жила в коммуналке. Все это я бы могла ему простить. Но то, что он свою дочь в последний раз видел в двухлетнем возрасте, этого я понять не могу. В голове не укладывается: что же за мужья у меня были, что же за отцы из них получились...» Кстати, новой супругой космонавта стала подруга Фатеевой Наталья Кустинская — вторая героиня фильма «Три плюс два».
На фоне провалов в личной жизни творческая биография Фатеевой затормозилась. В 70-е она пополнялась новыми (эпизодическими) ролями, но узнаваемыми можно считать только Людмилу в «Джентльменах удачи» и Иру Соболевскую в сериале «Место встречи изменить нельзя». Правда обе картины смело можно назвать культовыми, и любое участие в них заносит имя актеров на страницы киноэнциклопедий.
Немалую роль в творческой изоляции актрисы в тот момент играло резко негативное отношение Фатеевой к советскому строю. Пока коллеги по артистическому цеху делали карьеру, становясь депутатами, стремясь попасть в президиумы партийных собраний, где выступали с пламенными речами, наша героиня глубоко и искренне презирала коммунистический режим и никуда не лезла. Владимир Басов-младший вспоминал: «Я фантастическим антисоветчиком был всегда. Меня в школу вызывали к директору, я хамил, лез на рожон. Чуть ли не плевал в Мавзолей. И научила меня всему этому мама. Она же мне подсовывала Солженицына и рассказывала, какая это страшная страна. Мы с ней слушали Би-Би-Си и "Голос Америки". Она меня так настраивала...»
После перестройки и падения коммунистического режима народная артистка РСФСР(1980) Наталья Фатеева долгое время не снималась в большом кино, играя в основном эпизодические роли в малоизвестных картинах и театральных антрепризах. Зато изменившаяся политическая атмосфера высвободила время для активного участия в общественном движении. Актриса состояла в партии «Демократический выбор России», в 1999 году агитировала за СПС, а на выборах президента России в 1996 и 2000 годах была доверенным лицом, соответственно, Бориса Ельцина и Владимира Путина. В настоящее время Фатеева входит в федеральный политсовет движения «Солидарность».
Все, кто имел удовольствие встретить Фатееву на фестивалях или показах в Доме кино, удивляются ее неувядающей внешности. Этому способствует, по словам Натальи Николаевны, общественная активность, ограничения в еде (она не ест мяса) и любовь к животным. В одном из интервью актриса признается: «Раньше у меня были потрясающие собаки, а сейчас мне приносят радость две мои любимые кошки. Животные лучше, чем люди: с ними не нужно напрягаться, ждать от них подвоха. Они искренние, добрые и открытые существа. Я какой-то период даже мечтала жить в Африке, чтобы рядом был только врач, который мог бы лечить животных и меня — на всякий случай. А потом меня жизнь довела до такого состояния, что я мечтала жить во рту у своей собаки: хотелось спрятаться от всего. Это мог бы объяснить только Фрейд».
В последнее время актриса имела проблемы со здоровьем, в конце лета попала в больницу: ей были сделаны четыре сложные операции по замене тазобедренного сустава. Фатеева по-прежнему остается живой легендой российского кинематографа и настоящей звездой. Сегодня, когда Наталье Николаевне исполняется 80 — в эту цифру верится с трудом.