В четверг, 25 декабря, в столице значительно расширилась зона платной парковки, и она вышла за пределы Третьего транспортного кольца. Теперь за стоянку автомобиля придется платить на 1008 московских улицах. Тариф в новой зоне — 40 рублей в час. Все это делается столичными властями для того, чтобы снизить количество пробок и повысить оборачиваемость парковочных мест. По иронии судьбы, однако, именно 25 декабря из-за первой в этом году метели в столице случился настоящий транспортный коллапс.
Практически полностью платной стала парковка в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК). Это 454 улицы в 17 районах Москвы. Полный список опубликован в приказе департамента транспорта Москвы. За стоянку придется заплатить кое-где и за пределами ТТК. В списке восемь улиц Донского района, пять — Бегового, шесть — в Марьиной Роще, а также Лужнецкая набережная и Новолужнецкий проезд. Кроме того, плата за парковку будет взиматься на отдельных участках Ленинградского проспекта, Варшавского шоссе, Бутырской улицы и проспекта Мира.
В новой парковочной зоне сосредоточено около 20 тысяч мест, из них две тысячи предназначены для инвалидов. Всего в Москве теперь в зоне платной парковки 46,7 тысячи мест для автомобилей на 1008 улицах. На первых порах водителям помогут разобраться в ситуации 700 консультантов, которые подробно расскажут о правилах парковки и способах оплаты. При этом штраф за неправильную парковку, составляющий 2,5 тысячи рублей, уже взимается.
Плата за стоянку в новой зоне — 40 рублей в час. Предусмотрены месячные и годовые абонементы на стоянку без ограничений с 6:00 утра до полуночи. На всей территории платной парковки такой абонемент будет стоить 16 тысяч рублей в месяц или 160 тысяч рублей в год. Между Бульварным и Садовым кольцом — 12 тысяч рублей, годовой — 120 тысяч рублей. В зоне от Садового до Третьего транспортного кольца месяц парковки обойдется в 8 тысяч рублей, год — 80 тысяч рублей. Жители улиц, которые вошли в зону расширения, могут оформить резидентное парковочное разрешение. Годовой абонемент для них — три тысячи рублей.
Оплатить парковку можно при помощи sms-сообщений, мобильного приложения «Парковки Москвы», наличными в терминалах Qiwi, через qiwi-кошелек и через паркоматы.
Все эти меры столичные власти объясняют необходимостью разгрузить Москву от чрезмерного количества автомобилей. Ежедневно в городе перемещается порядка трех миллионов машин. В качестве аргументов приводят статистику. По данным заместителя мэра столицы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, за текущий год число заторов в пределах города сократилось на 5 процентов. Граждане стали тратить меньше времени на поездки в вечерние и утренние часы пик впервые за последние четыре года.
Ожидается, что теперь скорость движения между ТТК и Садовым кольцом вырастет на 7-12 процентов. Погода, однако, внесла в планы московских властей существенные коррективы. 25 декабря из-за снегопада в столице отмечались самые масштабные за весь год дорожные заторы.
Эксперты Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы установили, что после введения платной парковки наблюдается увеличение средней скорости транспортных средств на 12 процентов. В часы пик этот показатель вырос на 7 процентов утром и на 1 процент вечером. Также зафиксировано значительное увеличение входящего пассажиропотока: 22 процента на станциях метрополитена и 17 процентов на наземном транспорте. Кроме того, на 16 процентов уменьшилось число автомобильных поездок «дом — работа».
«Эти результаты подтверждают целесообразность и эффективность ввода платных парковок на территории от Садового кольца до ТТК, — заявил замглавы ЦОДД Александр Поляков. — Привычка некоторых автолюбителей превращать в проезжую часть всю горизонтальную поверхность города уходит в прошлое — так же как и неконтролируемая парковка на улицах, пешеходных переходах и островках безопасности. Начиная проект по введению платной парковки в городе, мы руководствовались в первую очередь необходимостью навести порядок в парковочном пространстве, повысив безопасность дорожного движения».
В администрации города говорят и о другом положительном эффекте от платных парковок — в бюджет поступают значительные средства. За текущий год Москва заработала более 2 миллиардов рублей. В бюджете столицы на 2015-2017 годы заложены доходы от платной парковки на уровне 17 миллиардов рублей за три года. За 2015 год город собирается заработать чуть менее 5 миллиардов рублей. В 2016 году ожидается доход до 6 миллиардов рублей.
Около трети собранных средств сейчас тратится на развитие транспортной инфраструктуры — установку парковочных столбиков, замену дорожного полотна. Остальное направляется на благоустройство дворов и капитальный ремонт домов.
Среди московских автомобилистов отношение к расширению зоны платной парковки неоднозначное. Понятно, что если вообще не принимать мер, то город просто встанет. Уровень автомобилизации в Москве на душу населения превысил показатели Сингапура, Пекина, Шанхая. В таких условиях без регуляции парковочного пространства не обойтись.
А московские чиновники уже строят планы на будущее. Так, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов выдвинул идею о введении платы за стоянку везде в пределах МКАД. По его словам, сейчас в департаменте транспорта занимаются только центром города. «Я в этой работе их абсолютно поддерживаю. Как раз вот таких вопросов будет меньше, когда они дойдут, наконец, и до МКАД, и до спальных районов», — сказал Кузнецов.
Точечное расширение зоны платной парковки пообещал и мэр Москвы Сергей Собянин. Речь, по словам градоначальника, может идти о наиболее напряженных точках возле транспортно-пересадочных узлов, крупных офисов и торговых центров. Проблему пробок мэр Москвы назвал одной из самых сложных во всех городах мира. Наиболее обнадеживающе прозвучали слова заместителя мэра Максима Ликсутова. Он пообещал, что в жилые массивы и во дворы платная парковка не придет никогда.