Российское правительство в 2015 году готово выделить шесть миллиардов рублей на проектирование новой высокоскоростной линии Москва — Казань. Таким образом, «Российские железные дороги» уже в следующем году смогут приступить к реализации крупного инфраструктурного проекта, старт работ по которому откладывался в течение нескольких лет.
Впервые идея о строительстве скоростной железнодорожной линии Москва-Казань с перспективой продления до Екатеринбурга, а затем — до Пекина, была озвучена в 2009 году на заседании президиума Госсовета РФ. Проект предполагал движение пассажирских поездов со скоростью до 400 километров в час и грузовых — 160-200 километров в час. В 2013 году научно-технический совет ОАО РЖД утвердил трассу новой линии, а на международном экономическом форуме «Сочи-2014» было подтверждено ее стратегическое значение.
«Ближайшей задачей в реализации проекта высокоскоростной магистрали Москва-Казань станет проведение в 2015 году конкурса на выбор подрядчика на проведение изыскательских работ и работ по проектированию трассы. После завершения проектных работ и утверждения проекта начнется строительство самой магистрали с последующим вводом в постоянную эксплуатацию», — говорится в распространенном компанией сообщении.
«Высокоскоростные магистрали действительно нужны, потому что пока скоростные поезда, те же «Сапсаны» и сочинские «Ласточки», не используются в полной мере», — считает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. Для того чтобы поезда раскрыли свой потенциал, им нужно соответствующее железнодорожное полотно с электросетью переменного тока, а также отсутствие одноуровневых пересечений с автомобильными дорогами. Поэтому и более совершенную технику закупать пока не имеет смысла — условий для ее эффективной эксплуатации в России нет.
Как пример успешного использования высокоскоростных магистралей эксперт привел Китай, который в настоящее время считается ведущей мировой державой по их количеству и уровню развития. В России с ее огромной протяженностью высокоскоростные магистрали — необходимая вещь, и обойтись без них просто нельзя, уверен аналитик «Инвесткафе».
«Направление Москва-Казань популярно с точки зрения туризма и маятниковых миграций, запуск этой высокоскоростной магистрали позволит увеличить пассажиропоток и движение капитала внутри страны. Если этот проект реализуется, если ВСМ «Москва-Казань» выстрелит, это подтолкнет к развитию отрасли», — добавил Маркин.
Экономика должна быть экономной
Глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение Минфину, Минэкономразвития и Минтрансу представить предложения об источниках финансирования изысканий и разработки документации. В 2015 году на это потребуется 6 миллиардов рублей, а в 2016 году — еще 14,9 миллиарда.
Планам создания магистрали «Москва-Казань» уже 5 лет, но начало строительства по разным причинам постоянно откладывалось. Новое решение кабмина показывает, что власти оценили энергичные усилия ОАО «РЖД» по сокращению издержек, и уверены в том, что компания способна проводить взвешенную финансовую политику в нынешних непростых экономических условиях, утверждает источник в правительстве.
Так, начиная с 2009 года руководство железнодорожного монополиста предсказывало наступление второй волны глобального экономического кризиса, в связи с чем ему пришлось выработать и последовательно осуществлять консервативную экономическую политику. Ее реализация позволила оперативно внедрить ряд антикризисных мер, в том числе сократив расходную базу на 100 миллиардов рублей в 2013 году и еще на 85 миллиардов в 2014 году.
Сэкономить удалось, в частности, за счет сокращения 44 тысяч сотрудников и переводу еще 130 тысяч работников на режим неполной занятости. При этом рост заработной платы в компании составил не более 5,5 процента, что с учетом инфляции дало падение на два процента.
По данным РЖД, рост производительности труда работников достиг девяти процентов, были значительно сокращены издержки на капитальный ремонт, а благодаря программе ресурсосбережения железнодорожникам удалось сэкономить более 4,8 миллиарда рублей. Себестоимость перевозок, в прошлом году увеличившаяся на 0,4 процента, в текущем году снизилась на 0,7 процента, компенсировав прежний рост. Благодаря всем этим мерам «Российским железным дорогам» удалось сохранить стабильность работы в условиях падения грузоперевозок.
Перспективный план
«На фоне нынешней нестабильной макроэкономической ситуации, когда еще нельзя сказать, что мировая экономика восстановилась от кризиса 2008 года, выделение денег РЖД является позитивным фактором. Правительство всегда поддерживало РЖД, и эти 20 миллиардов — это, с одной стороны, жест доброй воли, а с другой, — на фоне приближающегося чемпионата мира по футболу — показатель развивающейся инфраструктуры и ведущейся подготовки к событию», — отметил Кирилл Маркин.
Кроме того, выделение средств на масштабный проект может служить сигналом, что российские власти в сложной экономической ситуации намерены сделать ставку на ускоренное развитие инфраструктуры страны. Высокоскоростная трасса Москва-Казань — самый крупный, но не единственный инфраструктурный проект, получивший одобрение правительства в последнее время. Год назад правительство РФ одобрило выделение 150 миллиардов рублей из ФНБ на строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, еще 260 миллиардов рублей в ближайшие 4 года государство направит на развитие железнодорожной инфраструктуры Дальнего Востока.
Крупная сумма — 100 миллиардов рублей — будет выделена госкорпорации «Росатом» на строительство в Финляндии АЭС «Ханхикиви-1». Эта станция нового поколения будет оснащена российским реактором ВВЭР-1200 и адаптирована под финские национальные требования к безопасности. Производство электроэнергии на «Ханхикиви-1», как ожидается, начнется в 2024 году.
Также в декабре 2014 года было принято решение о выделении ОАО «Россети» порядка семи миллиардов рублей на подготовку энергоинфраструктуры чемпионата мира по футболу 2018 года. Согласно постановлению кабмина, в 2015 году сетевая компания получит 1,47 миллиардов рублей, в 2016 — 3,47 миллиарда рублей, а в 2017 году — еще 1,998 миллиарда рублей.