6 января польский мотогонщик Михал Херник погиб в ходе ралли-марафона «Дакар». Тело пилота и его мотоцикл были найдены в 300 метрах от трассы. Известно, что на поляке не было шлема, однако другие обстоятельства трагедии остаются невыясненными: признаков аварии не обнаружено, техника тоже не повреждена.
Таким образом, общее число смертей среди спортсменов на ралли-рейде достигло 24. «Лента.ру» вспомнила самые известные и трагические происшествия в истории «Дакара».
Гибель основателя ралли, 1986 год
Восьмой по счету «Дакар» принес гибель своему основателю и главному идеологу Тьерри Сабину. 14 января 1986-го вертолет с французом обрушился на дюны в Мали из-за внезапно возникшей песчаной бури. Кроме Сабина, на борту также были певец и композитор Даниэль Балавуан (последний сольный альбом которого разошелся тиражом более 1 миллиона экземпляров), журналистка Натали Одент, сотрудник радиостанции RTL Жан-Поль Лефук и пилот Франсуа-Ксавье Банью.
Несмотря на то что ход трагедии был подробно разобран, многие выдвигают иные версии произошедшего. Так, существует гипотеза, что на самом деле вертолет был расстрелян то ли военными, то ли боевиками.
Смерть Сабина повлекла за собой изменения в высшем составе управленцев «Дакара». Исключительное право на проведение ралли отошло отцу основателя.
«Дакар-1988»
В целом, в европейско-африканский период на ралли всегда были проблемы с безопасностью. Этот вопрос особенно обострился в конце 1980-х и в 1990-х годах из-за восстания туарегов, пытавшихся создать собственное государство на территориях Мали и Нигера. Там как раз проходили маршруты ралли-марафона. Пилоты проезжали эти участки с максимальной аккуратностью — пространство за пределами дороги часто было заминировано. Как вспоминал семикратный чемпион «Дакара» в классе грузовиков Владимир Чагин, «раньше были случаи, когда пилоты не могли удержать машину на узкой, свободной от мин полосе, вылетали за ограждения и подрывались».
В 1988 году непосредственно на соревнованиях погибли шесть человек — три спортсмена и три местных жителя. Маленькая малийская девочка погибла под колесами авто во время перехода через дорогу, а в последний день гонки в Мавритании жертвами аварии с участием машины видеооператоров стали мать с ребенком. Сами участники соревнований погибли в трех катастрофах. При этом в одном из случаев пожар автомобиля спровоцировал панику в поезде, который курсировал между Дакаром и Бамако, столицей Мали. Давка унесла жизни еще трех человек.
Хосе Мануэль Перес, 2005 год
В 2005-м на ралли-марафоне произошла череда трагических случаев. Первым стала авария испанского мотогонщика Хосе Мануэля Переса.
Он получил тяжелые травмы в результате сильного падения с мотоцикла. В Дакаре испанцу вырезали селезенку и почку, а затем решили перевезти его на родину. Вероятно, этого не стоило делать, так как Перес едва пережил транспортировку и скончался в день прибытия домой — 10 января.
Фабрицио Меони, 2005 год
На следующие же сутки после смерти Переса погиб известный итальянский пилот, двукратный чемпион «Дакара» в классе мотоциклов Фабрицио Меони. Выяснилось, что итальянец вылетел с трассы на скорости более 180 километров в час и сломал два шейных позвонка, а сильное падение спровоцировало остановку сердца 47-летнего спортсмена.
У Фабрицио остались жена Елена и двое детей. Однако гонщик оставил о себе не только спортивную память в виде выигранных титулов. Вместе с супругой он успел организовать фонд помощи сенегальским детям. Организация собрала деньги, на которые удалось построить школу.
«Дакар-2008»
Поворотным моментом в истории ралли стал 2008 год, когда соревнования кардинально изменили свою географию. «Дакар-2008» был полностью отменен из-за угроз со стороны «Аль-Каиды» и подчиненных ей организаций. Этому предшествовал террористический акт, в результате которого в Мавритании были убиты четверо французских туристов.
В итоге место проведения гонок было перенесено из Европы и Африки в Южную Америку, где соревнования принимают Аргентина, Чили, а также иногда Перу и Боливия. Но и там смерть часто настигает гонщиков, ведь автоспорт, совмещенный с экстремальными условиями, таит в себе опасность как на дорогах Парижа, так и в аргентинских прериях.