Закон о запрете нецензурной брани на экране продолжает будоражить кинообщественность. Вчера к Дмитрию Медведеву с просьбой отменить ограничение на использование мата в кино обратились шесть ведущих российских режиссеров, включая Федора Бондарчука, Никиту Михалкова и Карена Шахназарова. «Лента.ру» поговорила с одним из авторов письма, его коллегами по профессии и сыгравшим в «Левиафане» Романом Мадяновым и выяснила, что единого отношения к использованию ненормативной лексики нет даже среди подписавших письмо премьер-министру.
Режиссер Карен Шахназаров («Курьер», «Город Зеро», «Мы из джаза»)
Инициатором этого письма был Федор Бондарчук. Я в свою очередь, считаю, что можно обходиться и без мата, кроме каких-то исключительных случаев. Почему бы не разрешить ночью показывать такое кино для тех любителей, которые действительно хотят его видеть? На это, поскольку многие мои коллеги к этой теме болезненно относятся, я могу согласиться.
А так, я много раз говорил: я сам никогда не пользовался матом и считаю, что он не обязателен. Не считаю, что мат возможен в широком прокате. Если Достоевский и Толстой его не использовали, то и мы можем вполне без него обойтись. Но я повторяю: учитывая, что кинообщественность негодует, можно найти какой-то компромисс — разрешать мат на ночных сеансах. Те, кто ценит искусство, могут посмотреть ожидаемое кино и ночью. Во многих странах подобные компромиссы найдены, например я знаю, что где-то если фильм вызывает какие-то сомнения с точки зрения морали, то его разрешают показывать только после 23:00. Если речь действительно идет об искусстве, зритель придет все равно, а если не придет — то в следующий раз автор уже задумается о необходимости нецензурной лексики.
Поэтому в целом я не назову себя сторонником отмены запрета, но в случае каких-то исключений, ночью, для любителей, наверное, можно его смягчить. Хотя я не думаю, что такое решение примут.
Актер Роман Мадянов («Левиафан», «Легенда №17», «Поддубный»)
Я ничего не слышал об этом письме. Думаю, что мат — это плохо, если он звучит просто так. Если мы добиваемся какой-то достоверности в кино, в художественном произведении, как, например, в «Левиафане», то мат имеет право на существование.
Я сам матерщинник, но мат просто так терпеть не могу, особенно в театре. Я абсолютно поддерживаю этот закон о запрещении нецензурной лексики, но здесь надо разбираться очень серьезно, серьезным людям, которые делают кино, мастерам. Прислушиваться и слушать. В конце концов, этого же можно избежать только одним — повесить маркировку не 18+, а 22+ или 25+. Но уничтожить и запретить полностью — это бред.
Необходимо отдельно рассматривать каждый случай. В комиссии должны быть именно художники, режиссеры, актеры, продюсеры, которые решат — обоснован мат или нет, ведь бывают же картины, где его можно избежать. Но не чиновники, которые услышат слово «бл***» и говорят сразу: «давайте запикивайте». Никогда нельзя об этом говорить категорично. А почему мы с вами терпим на телеэкране сплошные факи в американском кино? Это, мол, на другом языке. Давайте тогда на монгольском будем материться. У нас мат гораздо разнообразнее. Материться можно так, что даже записать не помешает.
Поэтому тут нужен индивидуальный подход.
Я предлагал Звягинцеву сделать вариант без ненормативной лексики, но он принципиально настаивал ее сохранить для моего героя.
Режиссер Борис Хлебников («Долгая счастливая жизнь», «Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь»)
Конечно, этот закон о цензуре — чушь. Но мне кажется, что это пройденная вещь. С цензурой у нас сейчас гораздо больше других проблем, поэтому надо начинать общаться с правительством с этого, а не с какой ерунды. Например, с высказывания Мединского о том, кого из кинематографистов он собирается поддержать, а кого нет. Или с церковной цензуры. Это более глобальные вопросы. Тот же «Левиафан», к примеру, — власть просто не понимает, как вести себя в данном случае. Тут вопросы намного серьезнее, чем мат.
Что касается ненормативной лексики… Да, конечно, она нужна. Это часть языка и часть характеристики ситуации и героев.
Если это необходимо, то режиссер или писатель обязан использовать мат. А все эти запреты — детсадовская чушь. Другое дело, что не у всех получается ругаться матом хорошо. Но это все равно не повод выпускать эти идиотские законы, не повод запрещать талантливое.
Режиссер Владимир Бортко («Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита»)
Я согласен с режиссерами. Принципиально считаю, что ограничивать нужно прокат, а не вырезать кадры из фильма. Нельзя нарушать целостность того произведения искусства, которое создал художник. Это исключительно его дело. Тем более что люди все-таки платят деньги за то, чтобы посмотреть картину в полном виде. А вот кому показать — это мы можем выбрать. Можно просто ввести возрастное ограничение 18+ и демонстрировать эти фильмы в ночное время, вот и все.