«Рязанов меня даже не пробовал» 22 января актриса Валентина Талызина празднует юбилей

Валентина Талызина

Валентина Талызина. Фото: Юрий Самолыго / ТАСС

Блестящий мастер эпизода, популярная советская и российская актриса театра и кино Валентина Илларионовна Талызина отмечает 80-летие. На ее счету более ста ролей в кино, в театре имени Моссовета она работает с 1958 года, но самой знаменитой ее работой по-прежнему остается голос Нади в культовой картине «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Будущая кинотеатральная знаменитость родилась в Омске. За год до начала Великой Отечественной войны семья Талызиных переехала из Омска в город Барановичи, на западе Белоруссии. Туда был направлен на работу после окончания Промышленной академии ее отец. Детство Вали было особенно сложным еще и потому, что отец бросил семью и матери пришлось воспитывать дочку одной. Самым ярким и страшным воспоминанием детства шестилетней девочки стали первые дни войны. Семье чудом удалось эвакуироваться на последних полуторках буквально на второй день оккупации — 23 июня, а на следующий в город вошли немцы. После войны Талызина с матерью вернулись в родной Омск, и сразу после школы Валентина поступила в местный сельхозинститут. Там она проучилась с 1952 по 1954 год, но быстро поняла, что ее ждет иное призвание: еще будучи студенткой Талызина начала заниматься в театральной студии. Сцена так увлекла ее, что в 1954 году она бросила институт и поехала в столицу, поступать в театральный.

Вот что пишет сама юбилярша в книге мемуаров «Мои пригорки, ручейки. Воспоминания актрисы»:

Я приехала на Казанский вокзал с чемоданчиком, в мужской тенниске и клетчатой юбке. Остановилась у своей троюродной сестры. Когда она узнала о моих наполеоновских планах, подняла брови: «Валентина, это тебе не по плечу!». Но, несмотря на безнадежное напутствие сестры, я поехала утром в ГИТИС. <...> А у входа, на мое счастье, сидела старушка, худенькая, голубоглазенькая, с редкими волосиками. <...> Пожалела меня, наверное, и посоветовала: «Вот сейчас пойдет директор института, и ты возьми его за руку». И пошел этот нахохлившийся директор, Матвей Алексеевич Горбунов, одно плечо выше другого, шевелюра с проседью, очень мохнатые брови и голубые глаза. Я его схватила за полу и сказала, что я из Омска, что у меня нет аттестата, я учусь в сельхозинституте и хочу стать актрисой. Он спросил таким гундосым голосом: «А что вас тянет в мир искусства?». Я ничего не могла ему ответить: «Ну, вот тянет». — «Ну, приходите завтра».

Так в 1954 году Талызина стала студенткой главного театрального вуза страны. Из книги воспоминаний:

В самые первые дни моей учебы в ГИТИСе я познакомилась с Ромой Виктюком. Помню, как в нашу комнату ворвался худенький юноша — студент второго курса Виктюк. Он влетел, окинул многозначительным взглядом всю нашу девичью компанию, скромно сидевшую на койках, и заявил: «Новенькие! А чего расселись? Пошли гулять по Москве!». Ромины уроки... Такое забыть невозможно. Виктюк научил меня ездить в троллейбусе зайцем. Честно говоря, никакого удовольствия, кроме грошовой экономии, мне это не доставляло. Не знаю, как у моего напарника, но у меня нервы были напряжены до предела. Я жутко боялась контролеров. <...> Никто, ни один человек в мире не мог бы тогда предсказать, что Виктюк, этот провинциальный мальчик из Львова, взорвет московскую театральную жизнь.

В 1958 году Валентина Талызина окончила ГИТИС и была принята в труппу Московского академического театра имени Моссовета. Начинающей артистке посчастливилось застать в театре плеяду великих актрис, у которых она продолжала учиться мастерству. Талызина до сих пор с трепетом вспоминает Фаину Раневскую, Веру Марецкую, Валентину Серову, Варвару Сошальскую, Серафиму Бирман — эти имена, по словам актрисы, «золотыми буквами запечатлены в ее сердце». Неизменным партнером Валентины Талызиной во многих спектаклях стал Леонид Марков, уникальный артист, обладавший настоящим трагическим темпераментом. Главной творческой удачей своих первых актерских лет актриса считает работу с многолетним худруком театра Моссовета, режиссером Юрием Завадским, которого Валентина Илларионовна называет «рыцарем театра» и своим учителем. Одной из их творческих удач стала роль в спектакле «Петербургские сновидения» по «Преступлению и наказанию» Достоевского, в котором Талызина сыграла Катерину Ивановну. В 70-е годы актриса с большим успехом играла в спектаклях Завадского «Дядюшкин сон», «Последняя жертва» и «Царствие земное». Успех неизменно сопутствовал актрисе и в постановках Романа Виктюка, Одной из самых заметных работ в «Моссовете» стала роль Екатерины II в спектакле, поставленном Виктюком по пьесе Леонида Зорина «Царская охота» в 1977 году, где также блистала Маргарита Терехова.

Роман Виктюк стал одним из виновников еще одного творческого триумфа актрисы — роли в нашумевшем в 1980 году спектакле «Уроки музыки» по пьесе Людмилы Петрушевской в Студенческом театре МГУ. Спектакль и роль Талызиной произвели невероятный эффект, настолько пронзительным оказалось то, что удалось создать актрисе в трагическом изображении жизни обычной советской семьи. «Уроки музыки» игрались всего полгода и были закрыты партийным и профсоюзным начальством университета, а театр, которым руководил Роман Виктюк, — расформирован.

После смерти Завадского (в 1977 году) в театральной жизни Валентины Талызиной наступила вынужденная пауза, однако актриса в эти годы очень продуктивно работала в кино, дебют в котором у нее состоялся еще в 1963 году. Впервые она сыграла роль Инны в фильме «Человек, который сомневается». Сегодня фильмография актрисы насчитывает более сотни работ, в числе наиболее значительных роли в «Зигзаге удачи» и «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова, «Афоне» Георгия Данелии, «Женитьбе» Виталия Мельникова, «Культпоходе в театр» Валерия Рубинчика, «Гении» Виктора Сергеева, в «Петербургских тайнах» Леонида Пчелкина.

Из книги мемуаров В.И. Талызиной «Мои пригорки, ручейки. Воспоминания актрисы».

До сих пор поражаюсь, что мой голос подошел для картины «Ирония судьбы». Это была очень ответственная работа, и мне удалось выполнить ее достойно. Я сыграла то, что не доиграла Брыльска. Потом произошел настоящий бум.
Ленка Судакова (ассистент по актерам на Мосфильме — прим.«Ленты.ру»). мне рассказывала, как проходил первый просмотр «Иронии судьбы» на Мосфильме. Был полный зал. Я не присутствовала. Меня, конечно, не пригласили. Открылись двери, и вывалились люди, распаренные, красные. Первым шел Губенко. Он мерил мосфильмовский коридор широкими шагами, а за ним бежала Жанна Болотова и кричала: «Коля, это озвучание, это озвучание!..». <...> Когда успех фильма стал сумасшедшим, я взяла Лену за грудки и спросила: «Почему ты так настаивала, чтобы именно я озвучивала? Почему ты долбила, ходила?». И она сказала: «Валя, по сути, это твоя роль, но не твоя судьба, что ты ее не сыграла. Ты не виновата, что Рязанов взял польскую артистку». Вот эта ленинградская учительница, которая всю жизнь была любовницей, и у нее ничего не происходило в личной жизни, и она надеялась выйти замуж за Ипполита — Яковлева. И свалилась на нее эта ночь с Мягковым. Обрушилась, как дар свыше. Мне, кстати, Мягков очень нравился...<...> Потом мне многие стали говорить, что я могла бы сыграть эту роль. А Эльдар Александрович меня даже не пробовал. Гурченко пробовал, Фрейндлих, Голубкину. Восемь проб сделал Свете Немоляевой. Но однажды он сказал, что в «Иронии судьбы» Талызина сыграла половину роли. Ну да, с точки зрения режиссера и зрителя это действительно полроли, голос за кадром. А для меня это целая роль.

В одном из интервью она рассказывала о себе анекдот, как нельзя лучше характеризующий ее творческий подход:

Когда мы закончили съемки «Зигзага удачи», я набралась смелости и спросила: «Скажите мне, Эльдар Александрович, вот какая разница между мной и Евстигнеевым?». Он мне ответил: «А я тебе скажу, Талызина. Вот у Евстигнеева три дубля - и все разные, а у тебя три - и все одинаковые». Я подумала: «А зачем, чтобы были разные? Нужен один и настоящий…». Ну, в общем, каждый остался при своем мнении.

Особую роль в биографии актрисы сыграл фильм «Иванов катер», поставленный в 1972 году режиссером Марком Осепьяном по повести Бориса Васильева. Фильм был выпущен на экран, но по идейным соображениям (речь шла о любовном треугольнике) был изъят из проката в 1974 году и до 1987-го пролежал на полке. По словам самой актрисы, если бы он вышел в прокат вовремя, то ее судьба в кино могла бы сложиться иначе. Однако своей любимой героиней в кино актриса считает Женю из фильма Сергея Бодрова-старшего «Непрофессионалы» (1985, вышел в 1988-м), человеческая судьба которой оказалась наиболее близкой самой Валентине Илларионовне. В этом фильме актриса снималась с обычными людьми, живущими в доме престарелых.

И все же, несмотря на то что широкая публика узнает актрису в основном по ее киноработам, в первую очередь она театральная актриса, причем долгое время Валентина Илларионовна работает на эстраде еще и как чтица — в ее репертуаре множество композиций по классическим произведениям, она автор литературно-поэтической программы «Поэтессы серебряного века». В 1985 году Талызиной было присвоено звание народной артистки РСФСР, она лауреат кинопремии «Золотой орел», кавалер ордена Почета, председатель театральной секции ЦДРИ, о жизни и творчестве актрисы снят документальный фильм «Валентина Талызина. Моей душе покоя нет...». Несмотря на солидный возраст, Валентина Илларионовна продолжает вести активную творческую жизнь. Признанный мастер эпизода, она много снимается на телевидении, продолжает выступать на сцене и активно участвует в общественной деятельности.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше