В ходе встречи, состоявшейся 21 января 2015 года, президент России Владимир Путин поддержал инициативу премьер-министра страны Дмитрия Медведева по созданию новой госкорпорации, включающую в себя Роскосмос и Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК). На следующий день, 22 января, было проведено заседание комиссии, посвященной реформированию ракетно-космической отрасли страны.
В ее работе принимали участие вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин и теперь уже бывший генеральный директор ОРКК Игорь Комаров, который с 21 января назначен руководителем космического агентства. Они подтвердили намерение создать в ближайшее время новую госкорпорацию «Роскосмос». Ее возглавит, как ожидается, Комаров, а бывший руководитель Роскосмоса Олег Остапенко может получить пост председателя совета директоров в одной из холдинговых компаний новой госкорпорации. Временно исполняющим обязанности генерального директора ОРКК назначен Юрий Власов.
Ранее агентство и корпорация делили между собой функции заказчика (Роскосмос) и исполнителя (ОРКК). «Есть идея назначить руководителем Роскосмоса как раз действующего генерального директора Объединенной ракетно космической корпорации Комарова. Соответственно Олега Николаевича Остапенко от этой должности освободить», — сказал премьер 21 января на встрече с президентом.
В ОРКК Комаров пришел из Роскосмоса, где с октября 2013 года занимал пост заместителя руководителя. До этого он с 2009 года по октябрь 2013 года был президентом «АвтоВАЗа», а еще ранее — заместителем генерального директора «Норильского никеля» и советником гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова. Этой госкорпорации в настоящее время принадлежит примерно треть акций автоконцерна.
От РКА до ОРКК
ОРКК была создана 2 декабря 2013 года, когда Путин подписал указ № 874 «О системе управления ракетно-космической отраслью». Основное назначение ОРКК — масштабное реформирование ракетной отрасли страны. Участившиеся в последние годы аварии с ракетами серий «Протон», «Союз», «Рокот» и «Зенит» выявили системные проблемы в отрасли, связанные прежде всего с человеческим фактором.
Так, за период с 2010 по 2014 год состоялось шесть проблемных пусков «Протонов», два — «Союзов» и по одному — ракет «Рокот» и «Зенит».Один пуск — с индонезийским спутником «Телком-3» российского производства, еще один — с первым китайским марсианским зондом Yinghuo-1 (сгорел в атмосфере вместе с «Фобосом-Грунтом»). Большинство неудач пришлось на разгонные блоки, довыводящие аппараты на орбиту после отсоединения от носителей. Финансовый ущерб от аварий оценивался в десятки миллиардов рублей, не считая огромных сумм страховых выплат. На эти деньги Россия могла бы провести еще одну олимпиаду в Сочи.
ОРКК со стопроцентным государственным участием была сформирована на базе Научно-исследовательского института космического приборостроения. В настоящее время в корпорацию входит более 60 предприятий российской космической отрасли. Среди них — Центр Хруничева (разработчик и производитель ракет-носителей «Протон» и «Ангара»), Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (разработчик и производитель кораблей «Союз» и «Прогресс»), Ракетно-космический центр «Прогресс» (разработчик и производитель ракет-носителей серий «Союз») и другие.
Роскосмос основан по указу президента 9 марта 2004 года на базе Российского авиационно-космического агентства (РАКА), созданного 25 мая 1999 на основе учрежденного 25 февраля 1992 года Российского космического агентства (РКА). РКА, в свою очередь, в 1994 году получило в свое ведение 38 предприятий и институтов космической отрасли, чью работу до 14 ноября 1991 года контролировало, главным образом, Министерство общего машиностроения СССР. Также в РКА вошел Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ), занимающийся Байконуром. В 1998 году, перед преобразованием в РКА, РАКА передано еще 39 предприятий.
Первый этап реформ
Роскосмос занимался и занимается реализацией государственной космической политики. Однако после создания ОРКК предприятия отрасли стали выводиться из-под его подчинения. К настоящему времени в ведении агентства находятся ЦЭНКИ, ЦНИИмаш (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, в состав которого входит Центр управления полетами), строительство космодрома Восточный, а также управление ГЛОНАССом (совместно с Министерством обороны).
Теперь все предприятия, институты и другие организации, входящие в ОРКК и Роскосмос, объединяются в единую госкорпорацию со стопроцентной долей государства. Рогозин и Комаров уверены в том, что такая консолидация позволит повысить государству эффективность управления отраслью по примеру других госкорпораций (прежде всего, «Росатома»), увеличит экономическую и научную отдачу от профильных организаций, совместив управленческие и хозяйственные функции.
«Некоторое время назад мы подготовили предложение по созданию целого ряда структур помимо Роскосмоса, в частности, Объединенной ракетно-космической корпорации в форме акционерного общества. Она работает. Но тот опыт, который был наработан за последнее время, показывает, что проблемы у отрасли более серьезные, более сложные, и для этого необходимо концентрировать усилия государства несколько иначе, как это было по линии атомной промышленности», — сказал Медведев на встрече с Путиным.
Для новой структуры премьер пообещал подготовить соответствующий законопроект, а ее формирование провести в несколько этапов. «Сначала предполагается, что при сохранении российского космического агентства как административного органа управления будет создана корпорация, а впоследствии нам два органа управления не нужно, это всегда плохая история, соответственно, все управленческие функции перетекут в корпорацию», — сказал Медведев.
На заседании комиссии по реформированию ракетно-космической отрасли России Рогозин и Комаров подтвердили слова премьера. По их словам, первый этап модернизации космической отрасли, связанный с организацией ОРКК, завершен успешно. Рогозин сообщил, что за прошедший период удалось провести имущественную и финансовую оценки предприятий, ввести показатели эффективности работы и оздоровить Центр Хруничева. Последнее подтверждается, по мнению Рогозина, успешными испытаниями новых легкой и тяжелой ракет-носителей «Ангара».
Однако, как отмечал в своем интервью изданию «Коммерсантъ» генеральный конструктор «Ангары» Владимир Нестеров, который 30 декабря 2014 года уволился по соглашению сторон из Центра Хруничева, запуски 2014 года состоялись во многом благодаря усилиям министра обороны России. «Сергей Шойгу взял лично под контроль вопросы "Ангары": каждый вторник он на селекторном совещании в обязательном порядке касался создания комплекса. Мало кто верил, что мы реально сможем осуществить пуск, но это произошло», — сказал Нестеров.
Второй этап
Главным идеологом первого этапа космической реформы вице-премьер назвал Комарова. Ему же теперь в качестве руководителя новой госкорпорации предстоит реализация и второго этапа. На первом этапе модернизировалась космическая промышленность. Пришел черед изменений, касающихся всей отрасли. «Мы задумывали его (новый этап реформы — прим. «Ленты.ру») давно, считая, что он должен начаться по завершении первого этапа, но нынешняя ситуация в стране и в целом в экономике требует гораздо более жестких и смелых решений», — сказал Рогозин.
Конечная цель реформы — развитая космическая промышленность, производящая не только ракеты, но и пилотируемые космические корабли нового класса, а также спутники с собственной электроникой. Россия должна вернуть себе статус космического лидера. «Задача для госкорпорации номер один — быть первыми. Речь идет о повышении конкурентоспособности, но не только в качестве завоевания доли рынка, но и в обеспечении паритета и превосходства над геополитическими противниками», — сказал Комаров.
Текущие задачи, которые стоят перед новой корпорацией, достались ей в наследство от ОРКК и Роскосмоса. Среди первостепенных — завершение в срок строительства космодрома Восточный, запуск в конце 2015 года с него ракеты-носителя «Союз» и разработка сверхтяжелой ракеты. Продление участия России в проекте Международной космической станции (МКС) с 2020 года до 2024 (как планирует НАСА) увязано с принятием решения по созданию национальной орбитальной станции. В любом случае страна от своих обязательств по МКС не откажется.
Как ожидается, основные решения могут быть приняты уже до конца февраля этого года. Как отметил Рогозин, действовать придется в условиях ограниченного финансирования и обостряющейся конкуренции с иностранными перевозчиками. Если в прошлом году Байконур лидировал среди космодромов по числу пусков, то уже в этом году он, по имеющимся данным, уступит американскому Канавералу. Кроме того, вице-премьер отметил, что необходимо снижать стоимость пусков (вероятно, имея ввиду, что частная американская компания SpaceX собирается запускать свою тяжелую ракету всего за 60 миллионов долларов, что примерно в полтора раза дешевле разового старта «Протона»).
Роскосмос с профильными институтами в рамках ФКП, рассчитанной на 2016-2025 года, попросил 2,1 триллиона рублей. Дополнительно к указанной сумме еще около 250 миллиардов рублей агентство рассчитывает привлечь самостоятельно с помощью коммерческих пусков ракет-носителей. Из-за сложной экономической ситуации сокращение финансирования ФКП может составить несколько сот миллиардов рублей.
Новая ФКП по сравнению с программой 2006-2015 годов предусматривает увеличение финансирования примерно в три раза. Проект содержит два варианта: инновационный и «инерционный». Первый связан с реализацией «амбициозных» проектов, в частности, созданием лунной орбитальной станции и сверхтяжелой ракеты-носителя для полетов на Марс. Во втором варианте ФКП практически нет «амбициозных» проектов.
Окончательно планы по развитию космической отрасли будут сформулированы в Федеральной космической программе (ФКП) на 2016-2025 года, проект которой готовится Роскосмосом — теперь уже с учетом реформ. Юридическое оформление новой госкорпорации планируется завершить в ближайшие полгода. Управленческие штаты предполагается не раздувать. «Минимум бюрократии. Для этого полномочия принятия решений делегируются на предприятия и институты. Штат управленческой структуры должен оказаться меньше, чем общий штат Роскомоса и ОРКК», — подчеркнул Комаров.
«Утверждена программа по работе с персоналом. В частности, к 2025 году планируется увеличить в три раза производительность труда при росте реальной зарплаты в два раза», — сообщил Рогозин о кадровой политике.
Новая корпорация сможет участвовать в разработке и внесении законов, касающихся космической отрасли, получит право собственности на имущество и свободу в распоряжении собственными финансовыми средствами. На встрече Рогозин и Комаров несколько раз упоминали о «Росатоме», успешный пример которого вдохновил организаторов реформ.
«Модель функционирования «Росатома» доказала эффективность. Ключевыми полномочиями госкорпорации мы считаем право разрабатывать и вносить в органы власти проекты нормативно-правовых актов в области космической деятельности, а также право осуществлять правовое регулирование в этой сфере», — сообщил Комаров на заседании комиссии.
Мнения и перспективы
Предложения объединить ОРКК и Роскосмос звучали и ранее. В ноябре 2014 года об этом говорил первый заместитель председателя комитета нижней палаты по промышленности Государственной Думы Владимир Гутенев. «Недавнее реформирование Роскосмоса с разделением функций заказчика и подрядчика, к сожалению, не привело к существенному повышению отраслевой эффективности. В этой связи полагаю целесообразным, по примеру «Росатома», который демонстрирует большие успехи, объединить Роскосмос с Объединенной ракетно-космической корпорацией. Думаю, что и на примере космической отрасли эта модель сработает», — сказал депутат.
26 декабря 2014 года «Интерфакс» со ссылкой на источник в космической отрасли сообщил о предстоящем создании новой госкорпорации на базе ОРКК, которая вместе с Министерством промышленности и торговли поделит имущество и функции Роскосмоса. Однако в тот же день ОРКК официально опровергло эту информацию.
Эксперты расходятся в мнениях относительно целесообразности принятого решения. Бывший космонавт и заместитель главы ЦНИИмаш Сергей Крикалев считает, что такая консолидация может ускорить развитие пилотируемой космонавтики в России, о чем он сообщил в беседе с ТАСС. «Когда меня назначали в ЦНИИмаш, была поставлена задача консолидировать пилотируемую космонавтику, но она была поставлена таким образом, чтобы дальше не было возможности ее выполнять. Поэтому до сих пор была некая пауза. Будем надеяться, что в новых реалиях здравый смысл расставит все на свои места, и мы по новой будем поднимать эту задачу», — сказал космонавт.
Основные опасения экспертов связаны с организационными и политическими вопросами. «Я считал и продолжаю считать, что оптимальна такая система госуправления, в которой выделена функция государственного целеполагания, а также разделены функции заказчика и подрядчика», — приводят «Известия» слова Сергея Жукова, президента Московского космического клуба. Эксперт в целом не поддерживает объединение Роскосмоса и ОРКК, хотя не отрицает, что в сложившихся экономической и политической ситуациях такая реформа имеет смысл.
«Реформа изначально пошла по правильному пути, но в какой-то момент, вместо того чтобы реформировать Роскосмос и решить таким образом задачу целеполагания, была выбрана другая форма, подразумевающая концентрацию ресурсов. Это по сути мобилизационная, командно-административная модель. Она имеет свои преимущества в обстановке вроде той, какая сейчас сложилась вокруг нашей страны. Управляемость повышается. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе проявляются минусы такой модели, среди которых — меньшая инновационность, поскольку сама с собой система конкурировать не станет», — сказал Жуков.
Решению научных и технических задач могут помешать недостаток финансирования и режим санкций, введенный из-за Украины в отношении России США, ЕС, Японией, Австралией и рядом других государств. Режим санкций привел к тому, что стороны были вынуждены задуматься о создании независимых друг от друга производств.
Так, Россия собралась через несколько лет отказаться от иностранной электроники в своих космических аппаратах, а также ограничить сотрудничество с Украиной в космической отрасли. С другой стороны, европейская компания Arianespace продолжает использовать ракеты «Союз» в своем парке носителей среднего класса, а США — российские двигатели. Кроме того, в настоящее время единственным перевозчиком космонавтов на МКС выступают корабли «Союз».
Международные отношения не первый раз влияют на космические исследования. Достаточно вспомнить, что похожая ситуация была в 2008 году во время грузино-осетинского конфликта. Тогда США задумывались о прекращении использования своих Space Shuttle для доставки астронавтов и грузов к МКС из-за дороговизны полетов и выработки ресурса кораблей. Несмотря на критику действий России в ходе конфликта, США предпочли отказаться от Space Shuttle и довериться российским «Союзам».
Между тем, Россия не отказывается от сотрудничества с НАСА. По словам Рогозина, космос — одно из немногих мест, где такое сотрудничество должно быть. В частности, несмотря на санкции, на космическом корабле НАСА Orion будет предусмотрена возможность стыковки с российскими «Союзами».
Новая госкорпорация станет восьмой подобной структурой в России после «Ростеха», «Роснано», «Росатома», «Олимпстроя», Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также Внешэкономбанка и Агентства по страхованию вкладов. Пожелаем ей успеха.