Московский центр автоматизированного управления воздушным движением обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с жалобой на чрезвычайную перегруженность столичного воздушного пространства. «Лента.ру» выясняла, насколько тесно в московском небе и не угрожает ли это безопасности полетов.
Как рассказал вице-президент профсоюза авиадиспетчеров России Андрей Булин, письмо, подписанное 44 диспетчерами, было направлено в аппарат правительства после того как 10 и 11 января 2015 года, когда россияне возвращались после новогодних каникул, возникла пиковая нагрузка на аэропорты. «Интенсивность воздушного движения более чем в два раза превысила нормативы пропускной способности. Во Внуково посадки ожидало сразу 68 самолетов», — отметил Булин в интервью «Ленте.ру».
По его словам, московские авиадиспетчеры хотят, чтобы государство утвердило нормативы пропускной способности для секторов по управлению воздушным движением. «Эти нормативы необходимо опубликовать. В конце концов, это даже противоречит Трудовому кодексу: у людей должна быть прописана их нагрузка», — пояснил он. Что касается количественных показателей, эксперт считает оптимальными 36-38 воздушных судов в час. «Если этот показатель превышен, сразу возникает угроза безопасности полетов», — отметил Булин. А в пиковые периоды — майские праздники, летом, до и после Нового года — так и бывает.
Источник «Ленты.ру» в Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ подтвердил, что в российском авиационном законодательстве нормативы пропускной способности для секторов по управлению воздушным движением действительно не прописаны. «Но есть и корпоративные документы, которые эти вопросы регулируют. В филиале Московского центра автоматизированного управления воздушным движением, контролирующем небо над столицей, есть свои внутренние нормативы, и они в основном выполняются. Здесь даже работа организована иначе. Воздушные суда ведет не один человек, а двое — диспетчер радиолокационного управления и диспетчер процедурного контроля. За всю историю в России не было ни одной авиакатастрофы, связанной с тем, что диспетчер был перегружен. Важно понимать, что норматив — величина расчетная, а не константа».
Для сравнения он привел нормативы аэропорта Фьюмичино Рима: около 60 воздушных судов в час, в пиковые моменты — до 90 в час. «А этот аэропорт вовсе не самый крупный в Европе. Поэтому я бы не назвал нагрузку московских авиадиспетчеров какой-то запредельной. Но, безусловно, московский авиаузел — один из самых загруженных в России», — подчеркнул он.
Как рассказал в интервью «Ленте.ру» главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, «последние годы нагрузка на московский авиаузел росла опережающими темпами». По его мнению, облегчить жизнь диспетчеров сегодня могло бы открытие нового Центра управления полетами, который будет оснащен самым современным оборудованием и обеспечит людям комфортные условия работы. «К сожалению, его открытие постоянно откладывается. Надеюсь это произойдет в 2015 году», — отметил он.
По словам Пантелеева, единственный путь выхода из сложившейся ситуации — модернизация существующей системы управления полетами. «Вся рутинная работа должна выполняться автоматически, чтобы снять нагрузку с людей. Опытный авиадиспетчер — это штучный товар. Его обучение и повышение квалификации — сложный процесс. Поэтому обеспечение роста производительности центров управления полетами должно происходить не за счет увеличения количества диспетчеров — это тупиковый путь, а за счет повышения уровня автоматизации»,— подчеркнул он.
Вместе с тем эксперты сошлись на том, что в этом году проблема загруженности московских авиадиспетчеров перестанет быть такой острой. «Из-за экономической ситуации общий объем перевозок как в России в целом, так и в Москве может существенно снизиться», — пояснил Пантелеев.
За год некоторого затишья на московском авиаузле могут произойти существенные изменения, способствующие существенной разгрузке столичного воздушного пространства. Так, по данным источника в Госкорпорации, весной 2015 года планируется закончить доработку новой схемы воздушного пространства, а в ноябре — открыть новый Центр управления полетами во Внуково. По словам экспертов, когда интенсивность полетов на московском авиаузле опять возрастет, авиадиспетчеры будут работать уже совсем в других условиях.
История знает случаи авиакатастроф, произошедших по вине диспетчеров центров управления полетами. Наиболее резонансным стало столкновение над Боденским озером. В ночь с 1 на 2 июля 2002 года самолет авиакомпании «Башкирские авиалинии», выполнявший рейс из Москвы в Барселону, столкнулся в воздухе с «Боингом» компании DHL, совершавшим рейс из Бахрейна в Брюссель.
Все люди, находившиеся в этих самолетах, погибли. Среди них оказались 52 ребенка, для которых поездка в Испанию была организована Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкортостана как поощрение для лучших учащихся специализированной школы. Накануне эта группа опоздала на свой рейс, и «Башкирские авиалинии» срочно организовали дополнительный.
В ночь катастрофы управлением двух самолетов занимался диспетчер Питер Нильсен. Незадолго до столкновения его напарник ушел на перерыв, и Нильсену пришлось работать одновременно за двумя терминалами. Это привело к трагедии. 24 февраля 2004 года Нильсен был убит Виталием Калоевым, который потерял в авиакатастрофе жену и двоих детей. Калоев провел в тюрьме два года и был освобожден досрочно.