В среду, 4 февраля, президент России Владимир Путин в ходе совещания с правительством поручил министерству транспорта в срочном порядке восстановить отмененные маршруты пригородных электропоездов. Представители РЖД сразу же заявили, что со своей стороны готовы сделать все, что потребуется, в минимально возможные сроки: согласовать графики движения и расконсервировать подвижной состав.
«Что у нас министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли, что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей», — эти слова главы государства, обращенные к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, слышали все. Задача, поставленная президентом, непроста — ведь надо не только восстановить пригородное сообщение, но и гарантировать ОАО РЖД решение проблем в регионах. А речь идет о колоссальных задолженностях, копившихся годами, категорическом нежелании регионального руководства вступать в переговоры с перевозчиками и попытках свалить все с одной больной головы на другую — а именно на Минтранс.
Что же происходит в регионах?
В соответствии с поручением президента России от 8 июля 2014 года № Пр-1592 в адрес 64 российских регионов пригородными «дочками» РЖД было направлено более 100 соглашений об урегулировании задолженности общей суммой в 31,8 миллиарда рублей. Сюда входят и относительно давние долги — 7,34 миллиарда рублей висят на регионах еще с нулевых годов. Взыскать их с учетом сроков исковой давности в судебном порядке практически нереально, и железнодорожникам остается лишь полагаться на честность и добрую волю региональных чиновников.
На данный момент признали задолженность и подписали соглашения лишь 12 субъектов Российской Федерации — Тамбовская, Кировская, Нижегородская, Курганская, Волгоградская, Свердловская, Челябинская области, Республики Мордовия, Башкирия и Карелия, а также Ханты-Мансийский автономный округ. Еще десять регионов приняли проекты соглашений к рассмотрению или запросили от РЖД дополнительную информацию. 56 субъектов категорически отказались подписывать соглашения и платить по долгам.
На текущий год пригородные компании РЖД заключили 58 договоров на организацию транспортного обслуживания населения с 47 субъектами Российской Федерации, при этом сроки большей части контрактов — более полугода. В шести регионах (Владимирская, Ивановская, Новосибирская, Архангельская, Курганская области, Республика Башкортостан) договоры заключены на полгода, еще в шести (Костромская, Ярославская, Саратовская, Челябинская, Кемеровская области, Алтайский край) срок действия контрактов следует считать символическим — от одного до трех месяцев.
Согласно официальным данным, пригородное железнодорожное сообщение имеется в 73 регионах России. Иными словами, в трети регионов «с электричками» руководство вообще не озаботилось вопросом перевозки граждан в 2015 году. Это Удмуртская Республика, Республика Бурятия, Саратовская, Ульяновская, Воронежская, Новгородская, Белгородская, Кировская области, Забайкальский край и ряд других регионов.
В Псковской и Вологодской областях пригородное железнодорожное движение вообще прекратилось. Хотя в 2014-м в Псковской области пригородными поездами было перевезено более 600 тысяч пассажиров (самые востребованные маршруты: Псков — Луга и Псков — Дно). Основные аргументы руководства региона — якобы завышенные тарифы и возможность заменить электрички «более дешевыми» автобусами. При этом в стоимость автобусных перевозок вовсе не закладывались ремонт и строительство автодорог — в отличие от железнодорожных тарифов. Стоит заметить, что компания РЖД еще в прошлом году была крупнейшим налогоплательщиком областного бюджета, а также одним из крупнейших инвесторов в регионе — только на развитие железнодорожной инфраструктуры в области потратили почти 110 миллионов рублей.
Весь прошлый год губернатор Андрей Турчак упоминал о «сложных переговорах», которые руководство региона вело по поводу железнодорожных перевозок. А в конце года было заявлено, что область не намерена компенсировать выпадающие расходы компании-перевозчика на сумму более 300 миллионов рублей ежегодно, поскольку структура затрат непрозрачна и вообще для обеспечения всех пригородных поездов в объеме 18 пар, работавших в области по состоянию на осень 2014 года, достаточно 60 миллионов рублей, которые и заложены в бюджете. А раз не сошлись по деньгам — то и электричек не будет. Жители области отреагировали на такое решение весьма резко — в регионе прошли акции протеста, и был начат сбор подписей за возвращение пригородного сообщения.
На жесткие требования Путина Турчак откликнулся первым. «Поручение президента восстановить все отмененные пригородные поезда крайне своевременно. Руководитель государства оперативно вмешался в проблему, которая коснулась не только нашей области, но и десятков регионов, миллионов жителей страны», — заявил он вчера. А сегодня областная администрация уже отрапортовала о восстановлении трех пар поездов на маршрутах Дно — Псков, Дно — Новосокольники и Великие Луки — Себеж. Оперативность похвальная, но вопроса о возврате долгов и урегулировании цен и тарифов, разумеется, не снимает.
В соседнем регионе — Новгородской области — пока не спешат с принятием решений. Ситуация там не столь критичная, как у псковичей, однако стоит напомнить слова губернатора Сергея Митина, произнесенные им на днях: «Буквально три года назад мы платили восемь миллионов. Сейчас дошли до 130. За три года! Называются цифры и 500, и 600 миллионов. Электрички стали золотыми?! Уже не раз мы считали: нам сейчас выгоднее купить каждой семье, члены которой пользуются электричками, "Жигули"». Договор с Северо-Западной пригородной пассажирской компанией на текущий год регионом до сих пор не заключен.
Железнодорожники, со своей стороны, полагают, что 51,4 миллиона рублей, заложенных в бюджете Новгородской области на 2015 год на покрытие выпадающих доходов компании-перевозчика, компенсируют лишь 46 процентов прогнозируемых убытков. И, что вполне естественно, предлагают привести перевозки в соответствие с бюджетом, начав с сокращения десятка наиболее убыточных маршрутов. Разумеется, в свете последних событий этого не произойдет, однако вопросы к губернатору Митину, решившему сделать ставку на отечественный автопром, по-прежнему остаются. Тем более что соглашение об урегулировании задолженности регионом до сих пор не подписано — а ведь речь идет ни много ни мало об 1,3 миллиарда рублей долгов, накопленных регионом с 2008 года.
Правительство Вологодской области, где пригородные электрички перестали курсировать с 1 января, запустило по этим направлениям автобусы, а также после переговоров с РЖД ввело такой давно позабытый способ пассажирской перевозки, как прицепные вагоны при поездах дальнего следования. «В свете отмены движения пригородных поездов Вологда — Вожега и Вожега — Коноша прицепные сидячие вагоны — настоящее спасение для вологжан. Они получили возможность добраться по железной дороге до дальних станций региона, куда прекратили ходить электрички», — говорит вологодский губернатор Олег Кувшинников.
Однако жители региона отчего-то не считают способ передвижения времен Гражданской войны благом. 8 февраля на многих железнодорожных станциях Вологодской области должны пройти пикеты против политики региональных властей в области пригородных перевозок. Один из инициаторов мероприятия — Евгений Доможиров — пишет в своем блоге: «Не важно, как органы государственной власти и государственная компания будут решать между собой вопросы финансирования. Важно, чтобы ходили пригородные пассажирские поезда». Удивительно, но оппозиционер из «Партии прогресса» (она же «Партия Навального») фактически слово в слово повторяет сказанное Путиным.