Столичные таксисты в пятницу, 13 февраля, начали трехдневную «тихую забастовку» против компаний-агрегаторов типа «Яндекс.Такси», Gettaxi, Uber и других. По данным Межрегионального транспортного профсоюза, в ней принимают участие около 4 тысяч московских водителей из 50 тысяч, имеющих разрешение на данную деятельность. Бастующие игнорируют заказы, поступившие через агрегаторы, пытаясь тем самым обратить внимание на критическую, по их мнению, ситуацию, в которой они находятся. «Лента.ру» выяснила, в каких условиях работают сегодня московские таксисты и каким образом это может отразиться на горожанах, пользующихся их услугами.
В интервью «Ленте.ру» заместитель председателя Межрегионального транспортного профсоюза по работе с регионами Алексей Смирнов рассказал, что в ходе забастовки не планируется никаких перекрытий улиц или сборищ с транспарантами. «Более полутора тысяч водителей просто откажутся в эти дни обслуживать заказы, поступившие через компании-агрегаторы, и проведут время дома с семьями. Это для нынешних таксистов редкое явление. Чтобы заработать хоть какие-то деньги, им сегодня приходится работать по 16 часов в сутки без выходных. Это и стало поводом для забастовки»,— рассказал представитель профсоюза.
Он пояснил, что критическая экономическая ситуация для небольших таксомоторных парков наступила после того, как «Яндекс.Такси» опустил минимальный тариф на перевозку до 200 рублей. «При такой цене таксистам просто не на что обслуживать свои автомобили, не говоря о том, что такой тариф не дает небольшим таксомоторным паркам возможностей для какого-либо развития», — пояснил Смирнов.
Подтвердил эту информацию и председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдан Коношенко. «В сложившихся условиях существенного удорожания автомобилей, запчастей, топлива, пленки для оклейки автомобилей и стоимости самой оклейки, а также обслуживания автомобильного парка тарифы, установленные еще до Нового года, достаточно низкие», — заявил он в интервью «Ленте.ру». И пояснил, что цены существенно упали из-за демпинга тарифов, который произошел из-за выхода на рынок компаний-агрегаторов. «Одна из таких компаний предлагала 50 рублей за посадку, а если сумма перевозки составляла менее 350 рублей, то агрегатор доплачивал таксисту разницу. В результате тарифы упали», — объяснил он.
Как рассказал корреспонденту «Ленты.ру» генеральный директор таксомоторной компании «Желтое такси» Феликс Маргарян, сложившаяся ситуация особенно бьет по индивидуальным предпринимателям и мелким таксопаркам. «Мы, являясь крупной компанией, принципиально не работаем с агрегаторами, поскольку считаем, что это невыгодно. Тот процент, который они берут с каждого заказа, переданного таксисту, неадекватен выполняемой ими работе», — отметил он. По словам Маргаряна, таксомоторные парки платят за обслуживание автомобилей, зарплаты водителям и работникам call-центров — это серьезные затраты. «А за что платит компания-агрегатор? Ну разве что за рекламу, и все. Штатных сотрудников, которым надо платить зарплату, у них почти нет»,— пояснил он.
Маргарян отметил, что для горожан снижение цен на такси — большой плюс, однако тяжелые экономические условия могут сказаться на безопасности перевозок. «Компания-агрегатор, в отличие от таксомоторного парка, не видит водителей и автомобили, на которых они работают. По сути, выполнить заказ агрегатора может любой человек, у которого есть планшет, подключенный к системе. А является ли этот человек профессиональным водителем, знает он дорогу, прошел ли он медкомиссию, сколько часов он спал за последние сутки и в каком состоянии находится его автомобиль — это агрегатору неизвестно и неинтересно. Ведь агрегатор в случае какого-либо инцидента никакой ответственности не несет. Если с вами что-то случилось во время перевозки — вам даже некуда позвонить», — рассказал эксперт. Он подчеркнул, что компании-агрегаторы существуют и на Западе, однако из-за аналогичного демпинга были закрыты в судебном порядке в ряде крупных городов.
Вместе с тем в GetTaxi «Ленте.ру» сообщили, что компания сотрудничает только с таксистами, имеющими разрешение на извоз, официально зарегистрированными как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. «Для того чтобы водитель смог получать заказы именно от GetTaxi, он не только обязан иметь лицензию, но и должен пройти отбор из тестов на знание русского языка и города. Всех прошедших отбор водителей обучают сервису, правилам общения с пассажирами, работе с планшетом и приложением. В случае любых непредвиденных ситуаций и водитель, и пассажир всегда могут позвонить в круглосуточную службу поддержки. Помимо этого, после каждой поездки пассажир выставляет водителю рейтинг. Если рейтинг низкий, водителя отключают от системы и он должен пройти переэкзаменовку, чтобы вновь сотрудничать с GetTaxi», — заявил генеральный директор GetTaxi в России Виталий Крылов.
Он не согласился с тем, что компании-агрегаторы создают для таксистов тяжелые экономические условия. По его словам, во-первых, они дают таксистам много заказов. «Во-вторых, мы, например, доплачиваем водителям до минимальной стоимости поездки — 350 рублей. В начале декабря мы сделали стоимость подачи автомобиля 50 рублей, — рассказал Крылов. — Этот тариф, в первую очередь, направлен на борьбу с нелегальными перевозчиками, к услугам которых горожане прибегали раньше для передвижения на небольшие расстояния. Даже если пассажир проехал всего на 150 рублей, мы доплачиваем водителю до 350 рублей. Он не теряет в заработке. А за счет роста коротких поездок получает больше клиентов».
В свою очередь, в пресс-службе компании «Яндекс.Такси» «Ленте.ру» сказали, что не считают свои тарифы убыточными для таксистов. «Наши тарифы не убыточны для таксистов, поэтому компенсаций в «Яндекс.Такси» никогда не было. Передавая заказы от пользователей поблизости (в среднем в радиусе пяти километров), мы сокращаем до минимума холостой ход водителей, а следовательно, и затраты на бензин», — отметили в компании.
По данным пресс-службы «Яндекса», раньше при заказе в «Яндекс.Такси» пользователь платил согласно тарифу таксопарка, который обслуживал его заказ. Чаще всего это было 400-500 рублей за первые 20-30 минут и далее поминутная тарификация, то есть за поездки короче 20 минут пользователям приходилось переплачивать. «Поэтому те, кому нужно проехать короткое расстояние, обычно просто ловили частника — так дешевле. В итоге таксопарки теряли часть клиентов. Изменив параметры минимального заказа, они получили доступ к сегменту коротких поездок. После введения новых тарифов количество заказов в «Яндекс.Такси» выросло на 30 процентов, а значит, таксисты, которые раньше простаивали, получили заказы», — сообщили в пресс-службе «Яндекса».
Об удобстве агрегаторов и онлайн-заказа такси «Ленте.ру» рассказал председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. «То, что происходит на рынке таксомоторных перевозок, — результат технического прогресса, и бастовать против него я не вижу смысла, — считает он. — Кстати, по нашим оценкам, в забастовке принимают участие всего несколько десятков водителей. Для пассажиров снижение тарифов, а также существенное сокращение времени ожидания и возможность отслеживать передвижение такси по городу онлайн — это очень удобно». По его словам, некоторое снижение цен на перевозки, очевидно, не нравится таксистам, но оно произошло, в том числе, и из-за оптимизации процессов. Например, холостых поездок стало гораздо меньше, больше заказов на короткие поездки, которые перестали быть убыточными. «Безусловно, есть грань рентабельности, ниже которой опускаться не стоит. Сейчас нам всем непросто в сложившихся экономических условиях, но я не думаю, что таксистам сегодня хуже всех», — говорит Янков.
Эксперты уверены: для поиска выхода из ситуации требуется решение, принятое совместными усилиями всех игроков рынка и при участии правительства Москвы. «Очевидно, что к повышению тарифов мы рано или поздно должны будем прийти. Но в условиях снижения платежеспособности москвичей необходимо рассчитать тарифы таким образом, чтобы, с одной стороны, это было рентабельно для таксистов, а с другой — не сократилось количество клиентов из-за дороговизны. Необходимо вместе разработать единое решение, тем более что столичные власти охотно идут на контакт. А забастовка в данном случае не самая конструктивная мера», — убежден Богдан Коношенко.
О своей готовности к диалогу «Ленте.ру» сообщили и в столичном департаменте транспорта: «У всех участников рынка должны быть справедливые условия работы. Основная цель департамента транспорта — создание цивилизованного и конкурентного рынка таксомоторных перевозок в столице. Мы строим системный диалог с представителями бизнеса: сейчас идет этап дискуссий, в положительном результате заинтересованы все».
Между тем Транспортный комплекс Москвы в настоящее время внимательно следит за работой текущего рынка таксомоторных услуг в столице. В настоящий момент никаких последствий забастовки не выявлено: сфера городского такси работает в штатном режиме.
«По сообщениям некоторых СМИ, количество невышедших таксистов — около 8 тысяч. Это 20 процентов от числа всех легальных автомобилей такси. Отсутствие такого количества автомобилей было бы заметно хотя бы одной из диспетчерских служб, однако ни одна диспетчерская такую информацию не подтверждает», — сообщила пресс-секретарь Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Алена Еремина.
Встречи игроков рынка таксомоторных перевозок и столичных властей в последнее время происходят регулярно. 11 февраля в МТПП прошел круглый стол: вновь обсуждались проблемы московских таксистов в современных экономических условиях. В течение ближайших дней предложения будут направлены старшему вице-президенту МТПП Владимиру Платонову для дальнейшего рассмотрения с участием представителей законодательной и исполнительной власти.