С 2011 года долги многих регионов перед государством выросли в два-три раза, а то и больше. Комитет Госдумы по региональной политике решил, что самостоятельно субъектам с кредитами не рассчитаться и без помощи правительства не обойтись. Кроме того, депутаты будут настаивать на переводе валютных долгов регионов в рубли. Неэффективное управление долгами может иметь последствия для губернаторов, предупреждают эксперты.
В долгах погрязло большинство регионов. Комитет Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока к расширенному заседанию, которое состоялось 18 февраля, подготовил документ, где проанализировал причины возникновения у субъектов задолженности и ее роста в 2011-2014 годах, а также меры, предпринимаемые властями в связи с этим.
Причины — в возросших социальных обязательствах, связанных с выполнением майских указов президента, сокращении доходов региональных бюджетов, последствиях кризиса 2008-2009 годов и нынешнем ухудшении экономических условий.
Например, у Белгородской области по итогам 2014 года объем госдолга достиг 41,8 миллиарда рублей, говорится в материалах комитета Госдумы по региональной политике. Причем за последние пять лет потери региона по налогу на прибыль составили половину годового объема ее налоговых платежей, то есть свыше 24 миллиардов рублей.
Ситуацию усугубило создание института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), отмечается в документе. Например, в Карелии значительно снизились доходы бюджета после того, как в КГН вступило основное стратегическое предприятие республики «Карельский окатыш», У Волгоградской области госдолг на 1 января достиг 77 процентов от доходов бюджета, то есть почти 41,7 миллиарда рублей.
По данным Минфина, на 1 декабря 2014 года у 35 субъектов госдолг превышает 50 процентов доходов консолидированного бюджета (без учета безвозмездных поступлений).
«Долги, как кандалы на ногах, мешают им [регионам] продвигаться вперед», — заявил на заседании депутат от КПРФ Василий Иконников. «Очевидно, что без поддержки государства регионам не расплатиться», — сделал вывод председатель комитета Николай Харитонов.
Комитет попросит правительство разработать комплекс мероприятий по поддержке регионов. В частности, рекомендует Белому дому выделить в 2015 году дополнительные бюджетные ассигнования на обеспечение сбалансированности бюджетов и замещение коммерческих кредитов бюджетными, а также частично списать регионам задолженность по бюджетным кредитам.
Также депутаты потребуют у правительства «немедленно» провести рефинансирование долгов субъектов по кредитам, выданным им в иностранной валюте, и сделать это по курсу, установленному ЦБ на 1 января 2014 года. Напомним, что тогда евро стоил 45 рублей, а доллар — 32,7 рублей, тогда как по состоянию на 18 февраля — 71,3 и 62,8 рублей соответственно.
К радости депутатов, валютных кредитов набрали не все, а только Камчатский край, Орловская и Магаданская области. В Орле уже десятилетие не могут вернуть Внешэкономбанку кредит в евро по программе «Пшеница-2000». Сейчас, признали депутаты, этот долг стал безнадежным в связи с ростом курса иностранной валюты. Валютные обязательства Камчатки — 5,9 миллиардов рублей, то есть свыше 76 процентов общего объема ее консолидированного долга.
В том, что Магаданская область в долгах как в шелках (за 2011-2014 годы долговое бремя перед государством выросло в 3,3 раза), виноваты в том числе колебания цен на драгметаллы. У области есть многомиллионный кредит, сумма основного долга и процентов по которому исчисляются в долларах США. Остаток задолженности «стремительно увеличивается в соответствии с неуклонным ростом курса данной валюты по отношению к рублю», отмечается в материалах комитета.
От валютных колебаний страдают не только региональные власти. Первыми в очередь на рефинансирование встали граждане, оформившие ипотечные кредиты в долларах и евро. Сейчас Центробанк обсуждает с банками возможность перевода валютной ипотеки в рубли.
Успешность решения регионом своих долговых проблем — один из факторов, который учитывается экспертами близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) при составления рейтинга эффективности губернаторов. «Например, в последнем восьмом выпуске рейтинга существенное (минус 9 пунктов) ослабление позиций главы Краснодарского края Александра Ткачева было связано в том числе и с высокой (75 процентов по отношению к собственным доходам) задолженностью бюджета края, — говорит председатель правления фонда Константин Костин. — По той же причине снизились позиции губернатора Еврейской автономной области Александра Винникова (минус 8 пунктов)».
Неоднократно подчеркивалось, что долговые обязательства регионов носят различный характер и нужно разделять так называемые «хорошие» и «плохие» долги. То, в каком состоянии находится экономика региона и как губернаторы проявят себя в качестве антикризисных менеджеров, непосредственно повлияет на оценку эффективности их деятельности в следующем рейтинге ФоРГО, который будет подготовлен в апреле.
Впрочем, по уровню закредитованности региона и по наличию у него «плохих» долгов сложно делать выводы об эффективности его администрации, считают другие опрошенные «Лентой.ру» эксперты. По словам директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, регионы были вынуждены увеличивать долговую нагрузку, чтобы достичь целевых показателей майских указов.
Рост госдолга у субъектов обусловлен внешними обстоятельствами, добавляет заведующий лабораторией Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Владимир Назаров. По его мнению, у подавляющего большинства кредитные ресурсы в сейчас основном идут на текущие расходы, а не на развитие.