Журналист Алексей Пиманов, известный в первую очередь авторской телепрограммой «Человек и закон», снял новый фильм, перенеся своих героев в 1980-е годы. Его «Овечка Долли была злая и рано умерла» вышла в прокат 19 февраля. Почему сейчас важно вспомнить советское прошлое? Есть ли отличие между прошлым и настоящим? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил режиссер Алексей Пиманов.
«Лента.ру»: Фантастическая комедия «Овечка Долли была злая и рано умерла» не похожа на то, что вы делаете обычно. Это не про шпионов, Сталина и это не байопик.
Пиманов: Надо понимать, что мой последний полнометражный фильм назывался «Мужчина в моей голове». Это новогодняя женская комедия. Поэтому ничего принципиально в моей работе не изменилось. Да, я вначале снимал и «Охоту на Берию», и «Жукова». «Овечка Долли» в этом плане кино необычное. Но я бы не сказал, что это в чистом виде комедия. Это и мелодрама, и фэнтези в одном флаконе.
Вы устали от военных хроник и расследований?
Почему же. Мы сейчас готовим для Первого канала многосерийный фильм про начальника сталинской охраны Власика. Я думаю, нельзя ограничивать себя какими-то жанрами, временами или линиями поведения. Еще ведь все зависит от сценария. Историю «Овечки» я хотел снять давным-давно, снять очень легкое, светлое кино. Чтобы, с одной стороны, зритель мог переместиться во времени, с другой — ему было о чем подумать.
О чем ваше кино?
Наш главный герой Никита занимается телепортацией мыши в своем институте и пытается подойти к клонированию. Он считает, что если научится клонировать, может заработать большие деньги. Потому что он думает, что в жизни главное бабки — так он говорит отцу. А отец у него ученый, который тоже пробовал заниматься клонированием в 1985 году. Во время ссоры Никита ему говорит: «Батя, пойми, ты неудачник, лузер, потому что ты зарабатываешь 35 тысяч рублей, а мог бы клоны продавать и зарабатывать большие бабки». Отец ему отвечает, что овечка Долли была злая и рано умерла, намекая на то, что не каждое открытие нужно внедрять.
Парень этого не понимает, идет в институт, случайно перепаивает старый прибор, пространство искажается, и он прилетает в 1985 год. А 1985 году он начинает в день стареть на два года и понимает смысл фразы отца.
И попутно приходит к тому, что бабки не самое главное в жизни.
Есть там такая мысль. Но главный лозунг в нашем кино — и в саунд-треке эти слова звучат — «я измеряю жизнь количеством друзей».
У нас была премьера в кинотеатре «Октябрь». Знаете, после просмотра фильма люди говорили мне о том, что это очень доброе кино и что они не видели такого лет 25. Даже Эрнст так сказал. Вторая мысль, которая приходит в голову после просмотра фильма, о том, что надо позвонить своим друзьям. Мол, давно не общались, друг друга потеряли, что за времена такие. Сейчас, когда кругом кризис и Украина, мне кажется, именно такого кино нам всем и не хватает. Такого глотка свежего воздуха.
То есть вы хотите сказать, что вы сняли Антилевиафан?
(смеется) Получается, что да. Но об этом, как мне кажется, должен судить зритель.
Как родилось название? Довольно странное для фильма.
У меня есть две любимые сценаристки — Галина Сальгарелли и Елена Серова. Мы втроем писали сценарий фильма «Мужчина в моей голове». Всегда, когда мы пишем, мы хохочем. И в один из вечеров, когда мы смеялись и придумывали шутки, кто-то из нас, я точно не помню, кто именно, придумал фразу, которую потом отец скажет в фильме главному герою: «Овечка Долли была злая и рано умерла». И вдруг кто-то сказал: «А давайте так кино назовем». На это все замахали руками, мол, мы же не сошли с ума, а потом по мере подготовки сценария мы понимали, что лучше этой фразы суть картины ничто не выразит.
Вас уже упрекнули в эксплуатации американского сюжета.
Какого?
Фильма «Назад в будущее», например.
Нас надо упрекать в эксплуатации сюжета «Иван Васильевич меняет профессию». И создателей «Назад в будущее» тогда тоже надо упрекать в эксплуатации идеи Булгакова, которую он реализовал еще в 1920-е годы, написав эту пьесу. Идея перемещения во времени была всегда, она одна из ключевых в жанре фэнтези. Это абсолютно не имеет отношения к фильму «Назад в будущее». В нашем кино никаких аналогий с этим фильмом нет, кроме перемещения во времени.
Каков бюджет «Овечки Долли»?
Производственный бюджет — 80 миллионов рублей. Ну и плюс к этому бюджет продвижения.
Фильм активно продвигает Первый канал. Он участвовал в финансировании картины?
Первый канал продвигает «Овечку», потому что будет его показывать, и не один раз. Фильм уже закуплен каналом. Ну и понятно, есть и финансовая составляющая этой рекламной кампании. Мы финансировали картину из собственных средств, немного денег нам выделил Фонд кино. Средства от фонда покрыли примерно 10 процентов бюджета.
Вы надеетесь отбить 80 миллионов рублей в прокате? Вашей предыдущей картине это удалось?
Мой предыдущий фильм «Три дня в Одессе». Тогда 200 копий казались хорошим результатом. Фильм был продолжением сериала «Александровский сад», там те же герои, 1930-е годы. Мы понимали, что для молодняка, который ходит в кино, это очень далекая история. Тот фильм окупился за счет DVD, закупки Первого канала и проката. Мы оказались в плюсе. Но это был маленький проект с точки зрения бюджета и продвижения. Это для меня была прокатная игрушка, если честно. Пробный шар.
Реклама «Овечки Долли» транслировалась на сайте канала «Звезда». Вы действительно считаете, что аудитории канала Минобороны интересна эта история?
Вы просто не знаете, кто заходит на сайт «Звезды».
Могу предположить, что это патриоты, ну или так называемые ватники. Канал ведь военно-патриотический.
На сайте «Звезды» сейчас сидит очень много молодых людей. Кто смотрит канал — это отдельный разговор. Сайт полгода с космической скоростью набирает популярность. Мы взяли его, когда у него было четыре тысячи уникальных посетителей, сейчас их от 500 до 600 тысяч в день.
Во избежание вопросов я сразу скажу, что я как продюсер компании, производящей это кино, заплатил деньги за размещение рекламы на «Звезде». Почему бы не дать родному каналу заработать.
В последние годы федеральное ТВ наводнили сериалы о советской эпохе. Вы тоже часто снимаете кино о событиях того времени. Есть ощущение, что зрителя пытаются убедить в том, что тогда было плохо, а сейчас, как бы ни было плохо, все равно хорошо.
Никто не делает что-то специально. Все ориентируются на рейтинги. Когда сделали «Аватар», все побежали снимать 3D. После голливудские продюсеры вытащили с полки сценарий «Король говорит», сняли его дешево, а он в прокате дал бешеный доход. И все рванули снимать что-то подобное. Мы делали для Первого канала многосерийный фильм «Галина» о Галине Брежневой, которая окончила свою жизнь в психбольнице. Сериал выстрелил сумасшедшими рейтингами, и все ринулись снимать байопики. Это закон рынка, мы в этом плане не исключение.
А если кто-то думает, что где-то за большой Кремлевской стеной сидит идеолог, который решает, какой сериал снимет Пиманов, или Влад Ряшин, Александр Акопов, то он ошибается. Это глупость же, либеральные сказки.