Боевики «Исламского государства» прославились жестокостью по отношению к врагам. Без всякой жалости на подконтрольных территориях они расправляются с христианами, шиитами, а подчас и со своими единоверцами суннитами. Однако едва ли не главным объектом ненависти исламистов в Ираке стали езиды — этноконфессиональная группа, которую подозревают в поклонении дьяволу. О том, как живут езидские беженцы, покинувшие свои дома из страха перед «Исламским государством», читайте в репортаже «Ленты.ру».
В августе 2014-го боевики группировки «Исламское государство» (ИГ) захватили область Шангал на северо-западе Ирака, где компактно проживают курды-езиды. Исламисты устроили этнические чистки на оккупированной территории. Существует поверье, что езиды поклоняются дьяволу. Опираясь на этот предрассудок, радикалы оправдывают свою особую ненависть и жестокость к этой этноконфессиональной группе.
Езиды проживают в Шангале на протяжении многих веков подряд. Шангал — курдское название области, арабы называют ее — Синджар. Ее центр — в одноименном городе. Известно, например, что в 1715-м году армия Османской империи вторглась в Шангал и устроила там массовое уничтожение местного населения — езидов. Езиды обычно спасались от агрессоров, уходя в труднодоступные горы. Всего последователей этой религии в мире насчитывается, по разным оценкам, от 700 тысяч до миллиона. Они проживают в нескольких странах мира (40-тысячная диаспора есть и в России). Большая же часть — более 600 тысяч — в Ираке, в районах на севере страны. Этнически они принадлежат к курдам. Однако предпочитают называть себя езидами, а не курдами. Курды для них — вероотступники, те, кто променял свою традиционную религию, езидизм, на какую-либо другую.
В первых числах августа 2014-го пешмерга (силы самообороны Иракского Курдистана), оборонявшие Шангал, не выдержали натиска боевиков ИГ, сдали позиции и покинули регион. Исламисты быстро захватили город Шангал и окрестные деревни. Тысячи езидов попали в плен. Кто успел, ушли в горы. В течение нескольких дней сотни мужчин, десятки детей и женщин, попавших в плен, были казнены исламскими радикалами. Другие — использовались в качестве рабов. Езиды, укрывшиеся в горах, оказались в окружении, без продовольствия и воды. На помощь им выдвинулись подразделения Рабочей партии Курдистана (РПК) и сирийских курдов YPG (мужской состав) и YPJ (женский состав). 14 августа РПК удалось деблокировать горы, был создан коридор для выхода езидов. 15 тысяч беженцев смогли покинуть регион. Значительная часть из них направилась в храмовый комплекс Лалеш в Иракском Курдистане, недалеко от границы с Турцией — главную святыню езидов. Около 500 семей вынужденно поселились здесь в августе-сентябре прошлого года.
Сейчас в Лалеше проживают 52 семьи — остальные переместились в специализированные лагеря беженцев либо вернулись домой, если их родные населенные пункты уже отбили у ИГ. Семьи у езидов состоят из как минимум 8-10 человек. Поэтому храмовый комплекс больше похож на оживленную деревню. В обычное время здесь разрешено жить лишь семье шейха Хусейна — это хранители святыни. Для родственников шейха отведено несколько комнат, отделенных стеной от главного храма комплекса. Всего храмов три. Каждый из них украшен конусовидными куполами с вертикальными острыми ребрами. Обычно изображения именно этих куполов иллюстрируют материалы о Лалеше. Они чрезвычайно похожи на купола грузинских и армянских церквей.
Главный храм был воздвигнут в качестве мавзолея вокруг могилы шейха Ади ибн Мусафира — одного из основателей езидизма — в 1162 году. В самых старых помещениях храма хранится множество кувшинов для оливкового масла, используемого для зажжения и поддержания священного огня. Огонь — один из священных объектов езидизма. Сама религия — сложная смесь зороастризма, христианства, ислама и различных ближневосточных языческих культов. Детали своего верования езиды скрывают. Шейх Ади ибн Мусафир почитается ими как воплощение ангела Малака Тавуса, главного в езидской иерархии. Мусульмане же считают Малака Тавуса падшим ангелом, то есть Иблисом — дьяволом. Именно поэтому боевики ИГ обвиняют езидов в поклонении сатане и считают, что их надо полностью уничтожить.
Ходить в храмовом комплексе можно исключительно босиком. Однако из-за наплыва беженцев сделаны некоторые послабления. Круглосуточно ходить босиком по камням (весь комплекс из камней — полы в храмах, дорожки между ними, полы в других зданиях, где находятся святыни) зимой, ранней весной и поздней осенью значит неизбежно заболеть. Особенно велика эта опасность для детей. Поэтому шлепанцы и ботинки теперь тут обычное явление. Обувь снимают лишь при посещении храмов и других священных зданий.
При входе езиды обязательно целуют стены. На порог наступать нельзя — его следует перешагивать. Кроме огня, весьма почитается вода. В Лалеше около десятка различных родников, каждый имеет свое значение. Посещение одного из малых храмов разрешено лишь детям — там находится источник, в котором могут умываться и пить воду только они.
На каждом здании со святынями над входом каменная табличка — описание расположенного тут объекта поклонения. Часть этих зданий теперь занимают беженцы. Звон металлической посуды, перебранка детей между собой, деловые размеренные разговоры мужчин — похоже на любую из деревень Иракского Курдистана.
При встрече с членами семьи шейха Хусейна другие езиды обязательно целуют им руки — и мужчины, и женщины. Езидские женщины занимают равное с мужчинами положение: вместе с ними садятся за стол или на лавки для разговоров и споров. Старшим прислуживают младшие — никакого гендерного разделения.
На горах вокруг Лалеша среди оливковых рощ оборудованы боевые позиции. Предполагая, что Лалеш может быть атакован исламскими радикалами (до Мосула, захваченного ИГ, отсюда 60 километров), шейх Хусейн пригласил для охраны бойцов РПК. Сейчас серьезной угрозы нет, охрана дежурит только на дороге к комплексу: шлагбаум и двое человек посменно находятся в будке.
Правительство Иракского Курдистана обеспечивает местных беженцев продуктами — не больше. Остальное предоставляют иракские, курдские и иностранные гуманитарные организации. Работы у беженцев нет. Школа не организована. Дети школьного возраста ездят учиться в расположенный на расстоянии 7 километров ближайший городок Шейхан. Есть импровизированная больница — ее обслуживают волонтеры-студенты.
Из десятков палаток вокруг Лалеша, в которых жили беженцы, осталось не более двадцати. Кому-то из беженцев уже удалось вернуться домой. РПК совместно с YPG и YPJ зачищают область Шангал от исламистов. 1 марта они взяли под контроль город Тель-Хамис вблизи сирийско-иракской границы. Именно Тель-Хамис служил плацдармом для действий исламистов в Шангале.
Несмотря на войну и изменившиеся условия задумчиво молчаливая святыня стала оживленным болтливым поселением — в Лалеш продолжается паломничество езидов. В выходные дни приезжают семьями. Совершаются ритуалы (некоторые из них похожи на игры — к примеру, закинуть с закрытыми глазами скомканный кусок шелковой ткани на высокий выступ в стене). Представители политической элиты езидов приезжают за консультациями к шейхам. По-прежнему мужчины из семьи шейха Хусейна просыпаются раньше остальных, чтобы разжечь огонь, который затем поддерживается в течение дня.