Торговые сети заморозили цены на социально значимые товары более двух недель назад. До окончания программы осталось полтора месяца. Пришло время подводить промежуточные итоги. Похоже, что фиксированная стоимость продуктов слабо повлияет на инфляцию. Зато заморозка позволяет и чиновникам, и магазинам без особых затрат демонстрировать, что они якобы заботятся о населении.
Стоп, инфляция!
Напомним, что цены удерживают сети, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ; X5 Retail Group, «Магнит», «МЕТРО Кэш энд Керри», «Ашан», «Дикси» и другие). В самой АКОРТ объясняют необходимость заморозки «сложной экономической ситуацией в стране».
Ретейлеры самостоятельно формируют продуктовые корзины, в них входят не менее 20 товаров. Ассоциация подчеркивает, что продовольствие может даже подешеветь, если поставщики снизят свои цены.
Перечень этих товаров определен правительством еще в 2010 году. Он состоит из 24 продуктов. И при желании власти могут заморозить на них цены — закон это разрешает. В список входит мясо (по последним данным Росстата, говядина подорожала на 10,3 процента с начала года, свинина — на 0,7 процента, курятина — на 2,1 процента), рыба (+18,1 процента) и молоко (+5 процентов). К жизненно необходимым продуктам также относятся и рекордсмены по подорожанию — капуста (+52,6 процента), картофель (+23,2) и сахар (+19,7). В списке также можно найти гречку (+4,6), хлеб (+6,4) и яйца (+7,1).
Торговые сети пошли на заморозку цен по нескольким причинам. И социальная ответственность или забота о покупателях — далеко не главная из них. На поведение ретейлеров повлиял страх перед государством, желание прорекламировать свою добродетель, а также стремление сохранить продажи на прежнем уровне.
Инициатива снизу
Итак, первая причина для фиксации цен — опережающий шаг навстречу государству. Дело в том, что правительство в экстренном случае может само применить заморозку. Правда, только на 90 дней и в регионах, где инфляция превышает 30 процентов в течение месяца. Но при определенных обстоятельствах Госдума может быстро принять закон, который расширяет полномочия властей в части регулирования рынка. «Магазины пошли на временную заморозку цен на товары по своим спискам, чтобы депутаты не ввели постоянное регулирование по собственным», — сказал в беседе с «Лентой.ру» антимонопольный экономист, член экспертного совета при правительстве России Вадим Новиков.
Иными словами, торговые сети согласны добровольно наложить на себя ограничения. При этом они оставили себе пространство для маневра. Магазины могут выбрать, какие цены заморозить, а акция длится не так уж и долго. Приличия соблюдены: и ретейлеры не обеднеют, и власти довольны. Их реакция говорит сама за себя.
Во-первых, заморозку цен одобрила Федеральная антимонопольная служба. Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров отметил, что ведомство не считает это картельным сговором. «Мы не говорим, что здесь есть признаки сговора, поскольку сети сами выбирают те группы товаров, которые они для себя определяют, и фиксируют по ним те цены, которые у них сложились в ходе торгово-закупочной деятельности», — пояснил он. При этом фактически речь идет о пренебрежении собственными же правилами.
«Заморозка цен — однозначное нарушение антимонопольного законодательства. Даже несмотря на то, что к акции присоединились участники рынка, чья доля не превышает 20 процентов», — рассказала «Ленте.ру» руководитель аналитического отдела инвестиционной компании «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова. Она напоминает, что в законе о защите конкуренции есть статья 11: «Признаются картелем и запрещаются соглашения <…>, которые приводят к установлению или поддержанию цен, скидок, надбавок и наценок…». Тем не менее ФАС заморозку одобрил.
К антимонопольному ведомству присоединился и премьер-министр России Дмитрий Медведев. 11 марта он провел совещание, на котором обсуждались вопросы взаимодействия торговцев и сельхозпроизводителей. Глава правительства похвалил ретейлеров за ответственное отношение к интересам граждан. Медведев также подчеркнул, что власти не рассматривают вопрос о госрегулировании цен.
Вполне вероятно, что перед нашими глазами была разыграна хорошо известная с советских времен схема. Как там раньше говорили? «Для удобства населения ассортимент в магазинах сокращается», «по многочисленным просьбам трудящихся рабочий день увеличивается». Шутки шутками, но заморозка цен обставлена именно по сценарию «инициатива снизу». У государства есть желание придержать цены, чтобы успокоить население. Введение полномасштабного контроля может привести к разрушительным последствиям. Нужна какая-то полумера, которая бы показала заботу о покупателях. И тут ретейлеры выступают со своим предложением. Власти радостно его одобряют. Все довольны.
Ответственный пиар
Действительно, сейчас очень важно показать населению, что правительство и бизнес сражаются плечом к плечу с ростом цен. При этом торговые сети должны балансировать между собственными интересами (продавать как можно больше с хорошей наценкой) и интересами государства (граждане должны получать качественные товары по низким ценам, чтобы не росло социальное напряжение).
Решение с заморозкой находится где-то посередине и устраивает обе стороны. За скобками остаются интересы потребителей, которые все равно будут платить примерно столько же, сколько и раньше. Но зато вокруг заморозки можно выстроить привлекательную пиар-кампанию.
«Заморозка цен — упреждающий ход. Он призван помочь избежать пристального внимания со стороны властей. Так, цены на импортные товары резко пошли вверх после обвала рубля в декабре 2014 года. Сейчас национальная валюта стабилизировалась. Снижать цены магазины не торопятся, зато они громогласно объявили о заморозке. Все это больше напоминает пиар», — продолжает Наталья Самойлова. Аналитик добавила, что торговые сети не понесут убытки. Наоборот, велика вероятность компенсации заморозки за счет роста цен на товары не из «социальной корзины».
Ставка на спрос
Сами ретейлеры утверждают, что не будут повышать цены на товары, чтобы возместить заморозку. «Ни о какой компенсации возможных потерь за счет потребителя речи не идет. Продуктовый ретейл никогда не получал высоких прибылей от социально значимых товаров — торговая наценка на них минимальна, зачастую она находится на уровне рентабельности», — прокомментировал ситуацию «Ленте.ру» официальный представитель АКОРТ Евгений Великанов.
В «Ашане» также сообщили, что не будут увеличивать стоимость продуктов из-за фиксации цен.
«Мы не повышаем цены на своих полках в связи с заморозкой цен на социально значимые товары. Изменения стоимости других продуктов зависит исключительно от поставщиков», — рассказали в «МЕТРО Кэш энд Керри».
Представитель X5 Retail Group (в нее входят «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») Владимир Русанов сообщил «Ленте.ру», что сеть зафиксировала цены на 20 продуктов. При этом ассортимент магазинов насчитывает от 3,5 до 23 тысяч товаров. Менять на них цены в связи с заморозкой X5 Retail Group не планирует.
И тут мы подходим еще к одной причине заморозки цен (кроме стремления заручиться поддержкой государства и проведения пиар-компании). Разгон инфляции ставит население в крайне сложное положение. Реальные доходы людей падают. По оценке «ВТБ Капитал», к концу 2015 года россияне будут тратить на еду 50-55 процентов своего семейного бюджета. В таких условиях каждый стремится экономить как можно больше.
Самые популярные товары — как раз те, которые находятся в правительственном списке социально значимых. Именно из них состоит рацион большинства россиян. Как показывает Росстат, стоимость данных товаров растет быстро. Дальнейшее подорожание может сбить спрос даже на группу «социальных» продуктов. Грубо говоря, вместо двух буханок хлеба покупатель возьмет одну, купит меньше молока, а от говядины или свинины вообще откажется.
В таком случае магазину лучше заморозить цены, чем потерять клиента. Дело в том, что любой проданный товар приносит ретейлеру деньги. Выручка идет на обеспечение деятельности всей торговой сети. Похоже, что принимая решение о заморозке цен, магазины руководствовались системой директ-костинга. Это более совершенная методология финансового планирования, которая делит затраты на постоянные (налоги, выплата жалованья рабочим и так далее) и переменные (например, закупка товаров). Она позволяет правильно оценить себестоимость товаров, а также просчитать точку их безубыточности. В этой точке объем продаж позволяет продавцу нормально существовать.
Так вот, даже если продавец предлагает продукты по невыгодной для себя цене (ниже себестоимости), он получает за них какие-то средства. Эти средства затем идут на покрытие себестоимости других товаров. В том случае, если данная продукция не входит в «замороженный» список, магазин имеет возможность корректировать цены и выйти в плюс за точку безубыточности. Такая политика позволяет ретейлерам держать цену на некоторые товары без ущерба для себя.
Нулевой эффект
Перейдем к следствиям заморозки цен. В конечном счете, магазины без особых затрат останутся в выигрыше. Во-первых, они продемонстрировали лояльность властям. Государство теперь будет меньше задумываться о жестком регулировании рынка. Во-вторых, фиксация цен на 20 товаров — просто капля в море для огромных сетей. Они вполне могут позволить себе попридержать рост цен на хлеб, пока продаются сладости.
«Это политическая акция: пользы потребителю она не принесет. На участников соглашения приходится около 20 процентов рынка — они в принципе не могут изменить общую тенденцию. Все, что может ретейлер, — понизить наценку на один товар, но повысить на другой. Общая стоимость тележки у кассы останется прежней», — считает Вадим Новиков. Он уверен, что акция по заморозке цен не повлияет на ускорение инфляции.
Российские методы борьбы с ростом цен отдаленно напоминают венесуэльские. Сходство всего одно, но зато ключевое. Мы с Венесуэлой предпочитаем устранять не причины болезни (сильная зависимость от импорта, падение цен на нефть, слабая конкуренция между сетями, девальвация национальной валюты), а ее симптомы (разгон инфляции, в случае с Венесуэлой — еще и дефицит и огромные очереди).
Что делают в РФ? Замораживают цены. Что делают в Венесуэле? Запрещают очереди. Во многие магазины этого латиноамериканского государства теперь можно зайти только по паспорту или по отпечаткам пальцев, а количество посещений лимитировано. В одном из штатов гражданам запрещено оставаться в очередях на ночевку. А президент Николас Мадуро вообще назвал руководителей торговых сетей врагами народа. Они, мол, создают искусственный дефицит, чтобы потом продавать продукты на черном рынке.
До такого абсурда России, впрочем, пока далеко. Сейчас наше правительство усиленно занимается импортозамещением. В сельское хозяйство вливают все больше средств: ВЭБ предоставит кредиты на 2 миллиарда долларов на покупку элитного скота, Медведев распорядился выделить более 35 миллиардов рублей на субсидии агропрому, антикризисная программа предусматривает объем поддержки в 50 миллиардов рублей уже в этом году.
Ну а населению осталось только ждать положительного эффекта от этих вливаний. И думать о том, почему в прошлом государство уделяло не так много времени вопросам экономической независимости.