24 марта 2015 года в южнофранцузском департаменте Альпы Верхнего Прованса упал самолет A-320 компании Germanwings, совершавший рейс по маршруту Барселона — Дюссельдорф. На борту самолета находились 144 пассажира и 6 членов экипажа. Самолет до последнего выдерживал высоту полета, после чего в течение нескольких минут упал с высоты 38 тысяч футов (11,6 километра). «Лента.ру» решила вспомнить самые крупные авиакатастрофы.
Аварии и катастрофы
Самая крупная катастрофа в истории авиации произошла 27 марта 1977 года. В этот день на испанском острове Тенерифе на взлетно-посадочной полосе столкнулись два «Боинга 747»: самолет американской авиакомпаний «Пэн Американ» и нидерландской «Королевской авиационной компании». В результате крушения погибли 583 человека.
Вторая по количеству жертв катастрофа произошла 12 августа 1985 года в Японии. Неподалеку от знаменитой горы Фуджи потерпел крушение «Боинг 747» авиакомпании «Японские авиалинии». Авария унесла жизни 520 человек. Только четверым пассажирам удалось выжить. Расследование показало, что причиной трагедии стали ошибки и халатность, допущенные во время ремонта самолета. Из-за неисправности «Боинг» потерял управление и разбился.
11 лет спустя, 12 ноября 1996 года, в 75 километрах от столицы Индии — Дели — два самолета врезались друг в друга на скорости 500 километров в час. Ил-76 летел в Дели из казахстанского Чимкента. На его борту находились 10 членов экипажа и 27 пассажиров. А из Дели поднялся в воздух «Боинг 747» и взял курс на Саудовскую Аравию. На его борту находилось 312 человек. После столкновения на землю упало более 500 тонн горящего металла, а обломки разлетелись на 8 километров вокруг.
19 августа 1980 года: самолет «Локхид L-1011 — Трайстар» авиакомпании «Сауди Эйр» вылетел из столичного аэропорта рейсом в Джидду. Когда самолет находился в наборе высоты, в заднем грузовом отсеке начался пожар. Самолет возвратился в аэропорт и приземлился, но из-за задержки эвакуации все находившиеся на борту, в общей сложности 302 человека, погибли от огня и дыма.
Гражданские самолеты несколько раз становились жертвами военных. 3 июля 1988 года оказалось последним днем для 290 пассажиров аэробуса А-300 «Иранских авиалиний». Все они погибли из-за ошибки американских военных. Самолет летел над Персидским заливом из Тегерана (Иран) в Дубай (ОАЭ). Но в это время в Персидском заливе действовал крейсер ВМС США «Винсеннес». Он защищал кувейтские транспорты от нападения Ирана и Ирака, воевавших между собой. По официальным данным американских властей, крейсер принял аэробус за истребитель F-14 ВВС Ирана и выпустил по нему две ракеты. Американцы признали те события военным инцидентом, а командир судна наказан не был. Лишь в 1996 году США согласились выплатить сумму 62 миллиона долларов в качестве добровольного акта, а не как компенсацию.
1 сентября 1983 года гражданский южнокорейский «Боинг-747», на борту которого находились 269 человек, был принят за военный и сбит советскими войсками ПВО неподалеку от острова Сахалин. Лайнер, направлявшийся из Нью-Йорка в Сеул, отклонился от курса и вторгся в воздушные границы СССР. В данном случае гражданский самолет был сбит военным. В небо были подняты два перехватчика Су-15. Они нагнали нарушителя и сопровождали его. Затем по команде с земли по «Боингу» были выпущены две ракеты. Расследование показало, что летчики неверно настроили автопилот и до последнего момента не подозревали о том, что отклонились от маршрута. Перехватчиков они также не видели.
10 апреля 2010 года под Смоленском разбился Ту-154 польских ВВС. Тогда погибли 96 человек. На борту лайнера находился президент Польши Лех Качиньский, его супруга, почти все армейское командование страны, политики, видные общественные и религиозные деятели. Самолет летел в условиях сильного тумана, о чем был извещен экипаж. Пилотам было предложено садиться на запасной аэродром, однако они отказались. Самолет зацепил деревья, развернулся и начал разваливаться в воздухе. По официальной версии, причиной аварии стали ошибки экипажа. Польские власти утверждают, что пилотов вынудили садиться в таких условиях российские диспетчеры.
Отдельно стоит одна из крупнейших авиакатастроф последнего времени. 17 июля 2014 года в районе деревни Грабово (неподалеку от города Торез Донецкой области Украины) упал лайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines. Самолет выполнял рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, на борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Поскольку самолет летел над зоной активных боевых действий между Вооруженными силами Украины и донбасскими ополченцами, то обе стороны обвиняют друг друга в намеренном уничтожении самолета ракетной атакой с земли или с воздуха. Окончательные результаты расследования причин катастрофы до сих пор не опубликованы. В предварительном отчете комиссии отмечается, что самолет был технически исправен, а причиной произошедшего стало внешнее воздействие потока «высокоэнергетических объектов», отмеченное в том числе в районе кабины экипажа.
Теракты
Самолеты падают не только из-за человеческого фактора, отказа техники и погоды. Зачастую пассажиры и экипаж рейсов становятся жертвами террористов.
Самый известный теракт в воздухе, унесший почти 3 тысячи жизней, произошел 11 сентября 2001 года. Утром того дня группа из 19 террористов захватила сразу четыре самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного торгового центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет врезался в здание Пентагона под Вашингтоном, а четвертый упал около города Шенксвилл в Пенсильвании.
Еще один теракт произошел около побережья Ирландии 23 июня 1985-го. «Боинг 747» авиакомпании «Эйр Индиа» следовал курсом Монреаль-Лондон-Дели-Бомбей. На высоте в 9400 метров самолет взорвался, а его останки упали в Атлантический океан. Все 329 человек, находившиеся на борту, погибли. Расследование продолжалось почти 20 лет. Канадские власти установили, что виной всему индийские экстремисты. Сикхская боевая группа, базировавшаяся в Северной Америке, подложила бомбу в багаж. Хотя службы безопасности и были уведомлены о готовящемся теракте, взрывчатка попала на борт самолета в одной из сумок пассажиров. Однако сикхи утверждают, что они не причастны к тем событиям.
21 декабря 1988 года в результате взрыва авиалайнера «Боинг 747-100» компании «Пэн Американ» погибли 270 человек. Самолет летел из Лондона в Нью-Йорк. Катастрофа произошла над Локерби в Шотландии. Многие годы считалось, что к взрыву самолета было причастно ливийское правительство. По другой версии, к террористическому акту причастен Иран, а приказ отдал сам аятолла Хаменеи.
Загадка
В субботу 8 марта 2014 года над Южно-Китайским морем была потеряна связь с самолетом Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines, следовавшим по маршруту из Куала-Лумпура (Малайзия) в Пекин. Предположительно, на борту были намеренно отключены системы связи. На борту находились 239 человек.
В дальнейшем самолет фиксировался радарами в Малаккском проливе, почти на 500 километров западнее последней точки, в которой он давал о себе знать. После выключения систем опознавания самолет еще минимум 7 часов держался в воздухе, после чего исчез. Несмотря на масштабную поисковую операцию, обнаружить место падения самолета так и не удалось.
Причины, по которым исчез самолет, не установлены до сих пор. Основной версией происшедшего является угон неизвестными лицами, возможно, с целью совершения теракта.