Ничто так не манит зрителей, как прямой эфир. Будь то спортивная телетрансляция или многочасовое общение с главой государства. Но второй случай особенный: первому лицу можно не только задать вопрос, но и пожаловаться на местные власти. Телепередача «Прямая линия с Владимиром Путиным» — уникальный формат для российского телевидения, не утрачивающий популярности с 2001 года. Начинавшаяся с двухчасового сеанса линия в последние годы тянется более четырех часов. В 2010 году федеральные телеканалы и радиостанции под президентское общение со страной сделали сетку вещания «резиновой». По итогам дня прямая линия традиционно собирает рекордную аудиторию, обгоняя даже вечерние сериалы.
Первый эфир состоялся 24 декабря 2001 года. Прямую трансляцию вели два общенациональных телеканала — Первый и РТР. Идея принадлежит гендиректору Первого канала Константину Эрнсту и председателю ВГТРК Олегу Добродееву. Эрнст тогда заявлял, что никто в России и за рубежом ничего подобного еще не делал. О стоимости проекта ни в Кремле, ни на телеканалах предпочитали не распространяться, признавая, что проект, конечно, недешевый.
Первые прямые линии организовывались прямо в Кремле. Созданный еще в 1996 году при президенте Борисе Ельцине телецентр на первом этаже первого кремлевского корпуса использовался редко. Сам Ельцин записывал в нем радиообращения. А Путин выходил на связь с космонавтами на станции «Мир». Техника была устаревшей, и эфир находился под угрозой срыва.
Работой, сидя за режиссерским пультом в кремлевском телецентре, руководил лично Эрнст. Вопросы президенту передавали ведущие телекомпаний Екатерина Андреева и Сергей Брилев. Владимир Путин ответил тогда на 47 вопросов граждан России, а вся передача длилась 2 часа 20 минут. Аудитория сразу собралась огромная — почти 70 процентов зрителей одновременно смотрели общение с президентом на двух госканалах.
Фото: Сергей Величкин; Владимир Родионов / ТАСС
В 2008 году прямую линию перенесли в Гостиный двор. Пресс-центр для журналистов организовали… в соседнем ночном клубе. Правда, на следующий год прессу переместили в ресторан. Кстати, в 2008-2011 годах, когда Путин работал премьер-министром, программа носила название «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». Тогда же в студии, где премьер отвечал на вопросы, среди простых россиян появились и непростые: актер Евгений Миронов, режиссер Никита Михалков, доктор Леонид Рошаль и другие.
В октябре 2012 года сообщили, что президент Путин не собирается проводить очередную прямую линию. Это было удивительно. Как бывает с любой популярной программой, наступил момент, когда она начала потихоньку терять зрителей. Но отказываться от нее вовсе не имело смысла. Позже пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков разъяснил, что речь идет не об отказе, а о переносе общения на более теплое время года. Дело в том, что передвижные телевизионные станции, выезжавшие в города, часто «морозили» людей, желавших задать вопрос президенту, под открытым небом. Таким образом утвердился порядок общения Путина со страной: в конце года он отвечает на вопросы журналистов во время Большой пресс-конференции, а в апреле — на вопросы всех россиян.
Вопросы — это еще и главная интрига прямых линий: согласованы они или нет. Одни уверены, что людям, выходящим на связь, раздавали заранее заготовленные речи. Другие утверждают, что в прямом эфире такая режиссура трудноосуществима: несогласованно выкрикнуть можно что угодно. Например, запоминающимся моментом стал звонок бабушки во время эфира-2007. Ведущей в кол-центре пожилая дама жестко сообщила по телефону: «Я не буду с вами разговаривать, а только с президентом!» Тут в разговор включился Путин.
«Это вы?» — не поверила бабушка. «Я. Добрый день!» — «Это, правда, вы?» — «Правда». — «А раньше тоже были вы, да?» — «И раньше был я, да» — «Ой, господи, спасибо!» На этих словах связь прервалась...
Кстати, первая программа собрала всего 400 тысяч вопросов, а рекордный урожай принес 2013 год — 3 миллиона вопросов.
Подготовкой к программе по-прежнему занимаются Первый канал и ВГТРК. Задать вопрос президенту, как и в предыдущие годы, смогут не только приглашенные в студию программы гости, но и те, с кем Путин будет общаться в режиме прямых включений из различных городов страны, а также позвонившие или направившие смс-сообщение в единый центр обработки. Сообщения начинают принимать за неделю до выхода Путина в эфир. Главным способом задать вопрос президенту в этом году был сайт «Москва — Путину».
Почти каждый год на популярности главы государства пробуют нажиться мошенники. В прошлом году было открыто несколько интернет-сайтов, где за вопросы президенту взималось по 50 рублей. На самом деле, звонок в кол-центр всегда бесплатный.
Еще не начавшись, прямая линия-2015 побила рекорды. За первые шесть часов работы кол-центра туда поступило почти 50 тысяч звонков, что превысило прошлогодние результаты в восемь раз. На второй день принимали по три тысячи звонков в минуту. По тематике лидировали вопросы по соцобеспечению и соцзащите, жилью и ЖКХ, труду и зарплате, защите прав и свобод, здравоохранению и финансам.
Посетители сайта «Москва — Путину» могли выбрать понравившийся им вопрос и проголосовать за него. Один из самых популярных звучал так: «Когда случился экономический кризис и падение рубля, цены в магазинах начали сразу расти. Сейчас мы наблюдаем укрепление рубля. В магазинах цены остаются на том же уровне. Почему? Кто за этим должен следить? И будут ли что-то с этим делать?»
Активнее всех дозваниваются москвичи. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков приводил «любопытные, труднообъяснимые факты»: из Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов звонков не поступало. «По всей видимости, у них вообще нет вопросов к Путину и там все хорошо», — сделал вывод Песков. «Если наоборот — звонили бы», — уверен он.
Эксперты связывают повышенный интерес к нынешней прямой линии с событийным фоном, который в этом году особенно драматичен: к войне на Украине добавился экономический кризис и убийство Бориса Немцова. Напомним, прошлогоднее послание президента Федеральному собранию 4 декабря и его пресс-конференция 18 декабря также собрали у экранов рекордную аудиторию.